Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Привод колёс шасси может осуществляться как от двигателя рабочего оборудования через механические или гидравлические передачи (гидромоторы), так и от отдельного двигателя.
Гусеничные
Гусеничный экскаватор компании New Holland 2000-х годов массой 22т.
Экскаватор DEMAG Bagger - один из самых крупных в своем классе
Экскаваторы имеют собственное специальное шасси с гусеничным движителем. Выполняются полноповоротными. Обладают высокой проходимостью и малым удельным давлением на грунт при большой массе. Могут работать на слабых и переувлажнённых грунтах, в том числе на торфоразработках. Имеют скорость хода 2-15 км/ч. К месту работ перевозятся тягачами на специальных прицепах.
Рабочий диапазон объёмов ковша весьма широк: от миниэкскаваторов с объёмом ковша 0,04 м³ до карьерных с объёмом ковша 10 м³. Имеются также особо тяжёлые карьерные гусеничные экскаваторы с объёмом ковша 26 м³ производства фирмы DEMAG (Германия).
Рабочее оборудование: прямая лопата, обратная лопата, драглайн. Может использоваться с грейфером, челюстным захватом, гидравлическим молотом для рыхления грунта. Получили широкое распространение в строительстве и при добыче полезных ископаемых. Ряд моделей гусеничных и пневмоколёсных экскаваторов имеют унифицированную поворотную платформу и рабочее оборудование.
Шагающие
Шагающий экскаватор ЭШ 20.90 1987 г.выпуска.
Поворотная платформа с оборудованием шагающего экскаватора установлена на опорной плите. С поворотной платформой связаны лапы, которые при работе экскаватора подняты (не касаются грунта). При передвижении экскаватора лапы опираются на грунт. При этом опорная плита отрывается от грунта. Экскаватор передвигается на один шаг вперед (для некоторых моделей возможно движение назад). После этого лапы поднимаются и возвращаются в исходное положение. На шагающем ходу выпускают крупные карьерные экскаваторы с объёмом ковша 15 м³ — 40 м³ и вылетом стрелы до 65 м — 150 м. Рабочее оборудование — драглайн. Шагающими экскаваторами выполняются вскрышные работы (расчистка залежей полезных ископаемых от пустой породы), а также добыча полезных ископаемых и перемещение их в отвал (высотой до 40м). Погрузка полезных ископаемых шагающими экскаваторами в транспортные средства осуществляться не может.
Железнодорожные
В качестве шасси экскаватора используется железнодорожная платформа. Применяются для ремонтных работ на железной дороге. Имеют объём ковша до 4 м³. Поворотная платформа и оборудование часто унифицировано с гусеничными экскаваторами.
Плавучие
Плавучий одноковшовый экскаватор — земснаряд
Рабочее оборудование (драглайн или грейферное) установлено на понтоне. Применяются для погрузочно-разгрузочных работ, добычи песка, гравия из водоемов, дноочистительных и дноуглубительных работ. От плавучих кранов, оборудованных грейферами, плавучие экскаваторы отличаются меньшей высотой и упрощённой конструкцией стрелы.
По типу двигателя
Работает паровой экскаватор
Паровые экскаваторы — в качестве двигателя используется паровая машина. Были распространены в начале 20-го века. В настоящее время не выпускаются. Моментно-скоростные характеристики паровой машины и рабочего оборудования экскаватора хорошо согласовываются (паровая машина может развивать крутящий момент даже при заторможенном валу), что упрощает механические передачи.
Экскаваторы с двигателями внутреннего сгорания — наиболее распространённый тип. Экскаватор имеет собственный двигатель, чаще всего дизельный. Это обеспечивает автономность работы. Диапазон мощности двигателей, устанавливаемых на современные экскаваторы весьма широк (см. размерные группы).
Моментно-скоростные характеристики двигателя внутреннего сгорания и рабочего оборудования экскаватора несогласованы. В частности, двигатель внутреннего сгорания не может развивать крутящий момент при заторможенном коленчатом валу. Это требует применения на механических экскаваторах согласующих передач (муфт сцепления, редукторов, гидротрансформаторов). У гидравлических экскаваторов согласование обеспечивается гидравлическими передачами.
Электрические экскаваторы — для привода рабочего оборудования используеются электрические двигатели, получающие энергию от внешней сети или от собственного дизель-электрического агрегата. Электрический привод с питанием от внешней сети применяется для карьерных экскаваторов. Такие экскаваторы экономичны и не загрязняют атмосферу карьера. Электрический привод с питанием от собственного дизель-электрического агрегата применяется в плавучих экскаваторах. Как и паровая машина, электрический двигатель развивает крутящий момент при заторможенном якоре, поэтому электрическому экскаватору не нужны сложные механические передачи.
Экскаваторы, работающие во взрывоопасной среде (в шахтах) первичного двигателя не имеют. Их гидравлическое оборудование питается жидкостью высокого давления от внешней маслостанции.
По типу механических передач (приводов рабочего оборудования)
С групповым механическим канатным приводом (механические)
Лебёдки механического экскаватора
Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками. Привод лебёдок осуществляется от двигателя экскаватора посредством механических передач (зубчатых, цепных, фрикционных, червячных).
Универсальный экскаватор с механическим приводом оборудуется трехбарабанной лебёдкой. Стреловой барабан лебёдки используется для привода (подъёма и опускания) стрелы. Подъёмный барабан используется для подъёма ковша (или возврата рукояти при работе обратной лопатой). Тяговый барабан используется для подтягивания ковша к экскаватору (при работе драглайном, обратной лопатой). При работе прямой лопатой тяговый барабан связан с механизмом напора рукояти.
Механический канатный привод широко применялся на экскаваторах в прошлом. В современных моделях его применение сокращается по следующим причинам:
экскаваторы с механическим канатным приводом имеют сложную конструкцию и содержат большое число быстроизнашивающихся изделий (накладки фрикционов, ленты тормозов, канаты).
канатный привод обеспечивает ограниченное число независимых перемещений элементов рабочего оборудования;
канатный привод технически сложно сделать автоматизированным;
канатный привод не обеспечивает полной фиксации элементов рабочего оборудования в заданном положении.
На современных моделях канатный механический привод применяется только для драглайна или грейфера.
С индивидуальным электрическим приводом лебедок (электромеханические)
Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками. Привод каждой лебёдки и вспомогательных механизмов осуществлется индивидуальным электрическим двигателем. Такой привод применяется на тяжелых карьерных (в том числе и шагающих) и промышленных экскаваторах.
С гидравлическим приводом
В экскаваторах с гидравлическим приводом (гидравлические экскаваторы) усилие на элементах рабочего оборудования создается гидроцилиндрами и гидродвигателями. Двигатель экскаватора приводит во вращение гидравлический насос, создающий давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидросистемы. Через систему гидрораспределителей полости гидроцилиндров (гидродвигателей) соединяются с рабочей или сливной магистралями гидросистемы, что обеспечивает перемещение рабочего оборудования. В нейтральном положении (при запертых полостях гидроцилиндров) положение рабочего оборудования фиксируется. Для транспортировки экскаватора с помощью буксира предусмотрена возможность перевода гидроцилиндра стрелы и гидромотора механизма поворота в нейтральный транспортный ("плавающий") режим.
В настоящее время гидравлические экскаваторы имеют преимущественное распространение.
3. Многоковшовые экскаваторы
3.1 Характеристика
Многоковшовый экскаватор представляет собой землеройную машину непрерывного действия, незаменимую при копании и перемещении груза. В непрерывном действии находятся ковши, которые закреплены на бесконечной ленте, цепи или роторе, и, которые, являются рабочим органом данной техники. Усилие функции копания становится возможным за счет движения ковшей вокруг корпуса машины. Сравнивая данные экскаваторы с одноковшовыми, следует отметить большую производительность многоковшовых экскаваторов, причем их универсальность при этом не теряется.
Многоковшовые экскаваторы используются для выполнения земляных работ большого объема. Широко известна их незаменимость при дорожных, мелиоративных работах, а также при гидротехническом строительстве. Данные экскаваторы используются для разработки траншей при прокладке кабельных линий и трубопроводов, для добычи полезных ископаемых, в военном деле для рытья окопов, в работах на водоёмах в случае необходимости углубления дна.
3.2 Типы и характеристика
Многоковшовые экскаваторы в зависимости от направления движения режущей кромки ковша по отношению к направлению движения самого экскаватора, классифицируются на следующие типы:
1. Экскаваторы продольного копания. Режущая кромка ковша движется также как и сама машина. Данный тип многоковшового экскаватора используется для разработки узких траншей.
2. Экскаваторы поперечного копания. Движение режущей кромки ковша имеет направление, перпендикулярное направлению движения машины. Данные экскаваторы используются для разработки котлованов, добычи полезных ископаемых и копания котлованов.
3. Экскаваторы радиального копания. У данного типа экскаваторов рабочие органы (ковши) в движение приводятся поворотной телескопической стрелой.
Классификация многоковшовых экскаваторов в зависимости от способа крепления ковшей:
1. Цепные экскаваторы. Для данных экскаваторов характерно крепление ковшей на бесконечную цепь. При этом форма направляющей цепи зачастую задает профиль копания. Отвал грунта осуществляется непосредственно из ковшей.
2. Роторные экскаваторы. У данных экскаваторов ковши крепятся на жесткий ротор. Отвал груза производится двумя способами: непосредственно их ковшей и с помощью транспортера.
Заключение:
Экскаваторы являются популярной спецтехникой, которую применяется для проведения землеройных работ. Если нужно выкопать яму или траншею, разработать грунт с погрузкой в кузов самосвала, экскаватор незаменим. Такая техника встречается на любой стройплощадке, при возведении жилых домов и многих других объектов.