Файл: Вариант 2 Теоретические вопросы для контрольной работы.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВАРИАНТ 2
Теоретические вопросы для контрольной работы
1.Конституционные нормы: понятие, виды, структура, особенности.
2.Федеративное устройство государства и его конституционно-правовое обеспечение.
ЗАДАЧА
Заявления (устные обращения) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования могут быть поданы в УИК в период:
Правильный ответ с комментарием и ссылками на нормативные акты:
А - Начало: 0 часов дня, предшествующего дню голосования. Окончание: 24 часа дня, предшествующего дню голосования.
Б - Начало: 10 дней до дня голосования. Окончание: в день голосования, не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.
В - Начало: 10 дней до дня голосования. Окончание: в день голосования до окончания времени голосования.
Г - Начало: 10 дней до дня голосования. Окончание: день, предшествующий дню голосования.
1.Конституционные нормы: понятие, виды, структура, особенности.
Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.
Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значительно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами
1.
Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: положение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если кандидатура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства голосов членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»2.
По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации»3.
По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королевской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конституции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конституции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ)
4.
По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения). По территориальным масштабам их действия такие нормы разделяются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.
Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристике основ конституционного строя.
Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскрытие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «неделимую, светскую, социальную, демократическую Республику».
Нормы конституционного права не все порождают правоотношения. Эта отрасль содержит много деклараций, которые важны в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей, путем провозглашения самых общих правил и принципов. При этом большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.
Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.Федеративное устройство государства и его конституционно-правовое обеспечение.
Современному федеративному устройству Российского государства предшествовал ряд обстоятельств, в частности распад СССР5, принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, зафиксировавшей намерение РСФСР оставаться составной частью обновленного Союза, подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора6.
Положения ст. 1 Конституции РФ определяют Россию как федерацию. Данная статья входит в содержание основ конституционного строя РФ, следовательно, не может быть изменена иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.
Структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства закреплена в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ: Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, определяют природу федеративного устройства Российского государства, характер взаимоотношений между федеральной и региональной властью, а также между самими субъектами РФ.
В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). К принципам федеративного устройства следует также отнести ряд других принципов, установленных в иных статьях Конституции РФ: государственный суверенитет РФ (ст. 4), конституционное разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71, 72, 73) и др.7
Государственная целостность означает, что Россия является не простым соединением образующих ее частей, а представляет собой государство, в котором обеспечивается единство государственной власти; общность экономического пространства, обусловливающая недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; единство правового пространства, обеспечиваемое верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единое гражданство РФ; целостность и неприкосновенность всей территории.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ), а также на основе конституционных федеральных законов и федеральных законов (ст. 76 Конституции РФ).
Соотношение положений Конституции РФ и Федеративного договора регулируется заключительными и переходными положениями самой Конституции РФ, устанавливающей, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ.
В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. Если в результате согласие не достигнуто, споры передаются на рассмотрение в Конституционный Суд РФ.
Принцип равноправия субъектов РФ проявляется во взаимоотношениях субъектов РФ с федеральными органами государственной власти и между самими субъектами РФ, которые имеют равные права (круг предметов ведения и полномочий), равное представительство в Совете Федерации, а их органы государственной власти на равных основаниях заключают договоры и соглашения с органами государственной власти Российской Федерации и другими субъектами РФ. Вместе с тем имеются и определенные различия, например, в праве установления государственного языка и др.
Принцип равноправия и самоопределения народов применительно к России, где проживает свыше 170 народов, имеет особое значение. Субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов России, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.
Российская Федерация согласно ч. 3 ст. 68 Конституции РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Таким образом, Российская Федерация уникальна не только своим историческим своеобразием и этническими характеристиками; она имеет свою историю федеративного развития.