Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП (Правовое регулирование создания субъектов предпринимательского права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование создания субъектов предпринимательства
1.1 Способы создания субъектов предпринимательского права.Порядок государственной регистрации
1.2. Порядок и виды реорганизации юридического лица
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов предпринимательского права
2.1. Общий порядок ликвидации субъекта предпринимательского права
2.2. Порядок исключения субъекта предпринимательского права из единого реестра юридических лиц
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов предпринимательского права
2.1. Общий порядок ликвидации субъекта предпринимательского права
В современной юридической литературе ликвидацию субъекта предпринимательства зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя, таким образом, прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица[30]. При этом также высказывается мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц. Отметим, что ликвидация юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с точкой зрения Н. И. Чарковской и А. А. Красовской, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении[31].
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Ликвидация юридического лица представляет собой целостную структуру последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов). В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.
Ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта. Примечательно, что в отношении большинства юридических лиц добровольная ликвидация не препятствует обращению в суд с иском о принудительной ликвидации в случае наличия для этого оснований. При этом невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица о его добровольной ликвидации, а также принятие решения о ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и без определения порядка и сроков ликвидации не являются основаниями для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм.
Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями принятия такого решения могут быть, например, достижение цели, ради которой организация была создана, либо истечение срока, на который она создавалась. Перечень оснований добровольной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, на основании исков соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом. К таким основаниям относятся: наличие допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом или с нарушением Конституции РФ, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Существуют и особые случаи ликвидации организации. К их числу можно отнести признание юридического лица несостоятельным (банкротом), за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом (ст. 65 ГК РФ).
Федеральный закон от 08.08.2000. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [32] предусматривает возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в упрощенном порядке без обращения в суд.
Открытым остается вопрос о том, какое место среди способов прекращения организации занимает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: можно ли его признать отдельным способом прекращения юридических лиц наряду с процедурами ликвидации и реорганизации, либо оно является особым упрощенным случаем ликвидации организации.
ВАС РФ также не выработал единой позиции по данному вопросу. В одних разъяснениях судом сделаны выводы о том, что по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84), процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Между тем существует противоположное указание суда, допускающее административный порядок ликвидации недействующего юридического лица. Полагаем, допустимо признать исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в качестве одного из способов прекращения организации, который имеет много общего с ликвидацией юридического лица.
Так же как и при ликвидации, последствиями исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ являются прекращение юридического лица и отсутствие правопреемства. Основное отличие заключается в том, что ликвидация организации должна применяться в отношении действующих юридических лиц и представляет собой сложную, длительную процедуру. На стадии ликвидации организация остается действующим субъектом права, в отношении которого существуют особые ограничения, установленные законодательством, и определенный правовой режим управления им.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что как действующее законодательство о ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа. Сегодня остро ощущается необходимость в осмыслении теоретических и практических проблем, возникающих при ликвидации организаций, и в поиске оптимальных вариантов их решения.
2.2. Порядок исключения субъекта предпринимательского права из единого реестра юридических лиц
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует новый институт - распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ. Важность регулирования этого вопроса объясняется практикой, когда после ликвидации обнаружилось имущество организации, однако никакой процедуры его распределения (равно как и каких-либо норм относительно решения его судьбы) не существовало. В ч. 5.2 ст. 64 ГК РФ установлено, что в случае обнаружения имущества[33] ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Назначив процедуру распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.
Появление такой процедуры является позитивным изменением законодательства. Однако признать достаточным и определенным предложенное регулирование мы не можем, так как оно вызывает множество вопросов.
Во-первых, ГК РФ оставляет неясным вопрос о том, кто, собственно, может претендовать на обнаруженное имущество. Из текста статьи понятно, что такие лица названы в ней как «лица, имеющие на это право», то есть кредиторы и учредители (участники) организации. Однако предположим, что речь идет об имуществе ликвидированного юридического лица, которое не могло быть признано несостоятельным (банкротом); требования кредитора в процессе ликвидации не были удовлетворены по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не были удовлетворены за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям. Соответственно, требования таких кредиторов считаются в соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ погашенными. Получается, что они уже к лицам, «имеющим право», относиться не могут?
Во-вторых, открытым остается вопрос о том, что делать, если обнаруженного имущества будет недостаточно для удовлетворения требований всех «лиц, имеющих право». Было бы разумно указать, что имущество распределяется пропорционально требованиям всех выявленных кредиторов, потому что просто ссылка на «правила ликвидации» ничего не дает, так как согласно этим правилам в таком случае надо обращаться в суд с заявлением о банкротстве.
В-третьих, неясно, что означает формулировка «распределение имущества». Правила проведения ликвидации требуют денежных расчетов с кредиторами и не допускают «натурального» исполнения. Однако в пункте п. 5.2 ст. 64 ГК РФ говорится не о денежных расчетах, а именно о распределении имущества. Здесь требуется разъяснение на уровне высших судов, а в целом - изменения п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
В-четвертых, открытым остается вопрос о том, что делать кредиторам и участникам (учредителям), если имущество нашли, а «средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц», нет в наличии.
В-пятых, если прошло более пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица и, соответственно, нельзя обратиться за началом процедуры распределения имущества, а кредиторов, чьи интересы нарушены, много и обнаруженного имущества более чем достаточно, что делать этим кредиторам и суду?
Очевидно, что регламентация процедуры распределения обнаруженного имущества еще до стадии практической реализации требует совершенствования. Помимо процедуры ликвидации юридического лица, как уже было отмечено, гражданское законодательство предусматривает специальную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Формально данная процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица. В то же время эта процедура завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое влечет те же правовые последствия, которые предусмотрены ГК РФ применительно к ликвидированным юридическим лицам. Поэтому мы сочли возможным рассмотрение такой процедуры в рамках ликвидации юридических лиц.
С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ введена ст. 64.2, которая регулирует соответствующие вопросы (ранее, с 2005 г. эти вопросы регулировались Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)[34]. В ГК установлены следующие критерии для квалификации лица в качестве фактически прекратившего свою деятельность: «Юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, пред- шествующих его исключению из указанного Реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо)». По существу, в ГК РФ включены положения ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[35].
Как видно из приведенного положения, иные признаки не имеют значения для признания лица недействующим (исключая положения п. 6 ст. 62 ГК), правильно и обратное: иные обстоятельства при наличии указанных признаков не препятствует началу процедуры. Так, по одному из дел (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2011 г. по делу № 56-10415/2011) суд указал: «Само по себе наличие договоров аренды и договоров займа не свидетельствует об осуществлении... хозяйственной деятельности». По существу, данное правило вводит еще один критерий недействующего юридического лица, дополнительный к указанным в ст. 64.2 ГК РФ.