Файл: Возникновение и развитие учения о правовом государстве.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
Некоторые ученые выделяют также:
- Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам;
- Приоритет международного права.
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 и др.).
Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.
Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции многих государств.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».
Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов, которые могут включать:
- Верховенство парламента в законодательной сфере;
- Демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны;
- Невмешательство государства в работу средств массовой информации;
-Законность методов деятельности органов контрразведки;
- Гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.
Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.
3. Формирование правового государства в России.
Идеи правового государства получили свое распространение в России в конце XIX–начале XX вв. В их обсуждении принимали участие известные русские юристы: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, N4. М. Ковалевский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Г. Ф. Шершеневич, Б. Н. Чичерин и др.
После революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционной монархии, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г. в связи с победой революции, результатом которой явилось создание советского государства, стремившегося на основании Конституции РСФСР 1918 г. к диктатуре пролетариата – власти, не связанной никакими законами, как ее характеризовал В. И. Ленин. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства востребованы не были.
С конца 1920-х гг. начала складываться административно- командная система партийно-государственного руководства страной, которая сопровождалась бурным ростом бюрократизма и сосредоточением неограниченной власти в руках одного человека – И. В. Сталина. Идея правового государства была надолго предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в советском государстве не существовало эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в России вновь начался процесс формирования правового государства. В Конституцию РСФСР 1978 г. стали вносить изменения, радикальным образом изменявшие действовавшие государственные институты, социально-экономические и политико-правовые отношения. Так, высший законодательный орган страны – Верховный Совет РСФСР был преобразован из однопалатного в двухпалатный постоянно действующий орган. Впервые всенародным голосованием был избран Президент РФ – высшее должностное лицо в государстве. Был образован орган конституционного контроля – Конституционный Суд РФ. На основе Федеративного договора было произведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. В России были признаны различные формы собственности: государственная, муниципальная и частная.
С принятием новой Конституции РФ правовое государство в России получило свое юридическое оформление. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Кроме того, в Конституции РФ закреплены основные принципы правового государства. В ст. 2 установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Глава 2 полностью посвящена правам и свободам, а также закреплению механизмов их защиты. В России закрепляется верховенство закона (ч. 2 ст. 4), верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ на всей территории страны (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), признаются частная, муниципальная и государственная формы собственности, провозглашается свобода экономической деятельности (ст. 8).
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем особо подчеркивается самостоятельность ветвей власти.
Кроме того, признается разделение властей не только федерального уровня, но и с субъектами РФ (ст. 11).
В Конституции РФ закрепляются и иные принципы правового государства, в частности, политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.
Однако провозглашение России правовым государством и закрепление его принципов в Конституции РФ еще не означает, что цель достигнута. Следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Говоря о развитии идей правового государства, мы имеем в виду общественный идеал в праве, которому не вполне соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. К идеалу следует стремиться, но, как и любое совершенство, он недостижим в полной мере. Однако прогрессивность идей правового государства состоит в том, что они являются побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка и законности.
На современном этапе развития России для построения правового государства необходимо завершить реформирование всей системы государственной власти (примером являются административная реформа, реформа МВД России и др.); совершенствование законодательства (изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, должны привести к получению качественного эффективного права); преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности; повысить значение суда. Для формирования правового государства необходимо развитие гражданского общества и высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма, поскольку уважение и соблюдение Конституции РФ, законов всеми членами общества, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического государства.
Важнейшим фактором формирования правового государства является высокий уровень развития экономики страны. Развитая экономика, опора на так называемый средний класс, обладающий достаточно высоким уровнем материального достатка и частной собственностью, способствуют становлению гражданского общества и формированию правового государства. Пролетарию нечего терять, поэтому он готов к революциям, а представители гак называемого среднего класса будут заинтересованы в сохранении существующего порядка. В том случае, если последние преобладают в государстве (в развитых странах средний класс составляет до 70% населения), существует уверенность в сохранении принципов правового государства.