Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Экономическое содержание понятия «прибыль»
1.3 Формирование прибыли предприятия
Глава II Распределение и использование прибыли
2.1 Принципы распределения и использования прибыли
2.2 Особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм
Глава III Прибыль предприятия и экономический рост
3.1 Экономический рост предприятия
1.3 Формирование прибыли предприятия
Как уже было упомянуто выше прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом предприятия и его расходами на производство. Прибыль формируется в результате взаимодействия большого количества компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком. Успешное функционирование предприятия, независимо от видов его деятельности и форм собственности, в условиях конкурентного рынка определяется его способностью приносить достаточный доход и прибыль.
В условиях рыночной экономики предприятие должно стремиться если не к постоянному увеличению прибыли, но к поддержанию ее на уровне, который был бы достаточным для сохранения прочной позиции среди конкурентов. Это предполагает знание источников формирования прибыли и использование методов ее наиболее эффективного использования. Среди достаточно большого количества способов генерирования предприятием прибыли выделяют три основных источника ее получения:
- Монопольное положение предприятия. Если фирма занимает монопольное положение на рынке, производя определенный вид продукта, это позволяет ей получать более высокий уровень прибыли в течение длительного периода времени. Однако вместе с этим для поддержания этого источника на относительно высоком уровне компании требуется постоянное обновление продукта. Кроме того, следует учитывать антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
- Производственные мощности и предпринимательская деятельность. Эффективное использование производственных мощностей в сочетании с грамотной предпринимательской деятельностью, которая выражается в знании конъюнктуры рынка и умении адаптировать производство в условиях изменения рыночной ситуации, позволяет предприятиям поддерживать прибыль на должном уровне. В данном случае величина прибыли будет зависеть от:
- правильно выбранной направленности деятельности компании (правильный выбор продукта или услуги, которые пользуются стабильно высоким спросом);
- условий продажи товаров и услуг (стоимость, сроки поставки, обслуживание клиентов и т.д.);
- объемов производства (больший объем производства приносит более высокий уровень прибыли при наличии требуемого спроса);
- постепенного снижения издержек производства.
- Инновационная деятельность. Постоянное усовершенствование и обновление выпускаемой продукции обеспечивает предприятию конкурентоспособность и рост объемов реализации, которые сопровождаются увеличением прибыли.
Однако помимо факторов, которые оказывают непосредственное влияние на размер прибыли со стороны предприятия, существует ряд внешних факторов, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на уровень прибыли. К таким факторам можно отнести наличие экономической нестабильности, рост инфляции, монопольным положением крупных товаропроизводителей, платежеспособность населения, географические, транспортные и технические условия производства.
Таким образом, прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в условиях существования ряда факторов неопределенности. Результат находит отражение в финансовой отчетности организации, на основе которой производится анализ оптимизации дальнейшего производства.
1.4 Виды прибыли
Для наиболее корректного анализа прибыли требуется не только знать ее величину, то и понимать, что в себя включает тот или иной ее уровень. Поскольку каждое предприятие обладает рядом характеристик, которые присущи только ему, и соответственно имеет некоторую гибкость в расчете прибыли, то неизбежно возникает множественность показателей.
Как было упомянуто ранее, наиболее распространенным является разделение прибыли на экономическую и бухгалтерскую.
Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом суммы явных и неявных издержек. Иначе говоря, экономическая прибыль – это остаток от валового дохода после вычета всех совокупных издержек.
Бухгалтерская прибыль – это разность между полученной выручкой и только явными (бухгалтерскими) издержками. Бухгалтерская прибыль не учитывает альтернативные издержки. Это наиболее часто используемый на практике показатель. Однако его небольшие вариации также возможны.
Прежде, чем перейти к анализу видов бухгалтерской прибыли, следует вернуться к еще одному ее вид – нормальной прибыли.
Показатель нормальной прибыли непосредственно связан с экономической прибылью. Нормальная прибыль – это вся прибыль, которую мог бы получить предприниматель, если бы вложил весь капитал в любое другое предприятие. Иначе говоря, нормальная прибыль – это суммарная денежная оценка альтернативных издержек.
Расчет нормальной прибыли позволяет предпринимателю определить целесообразность осуществления той или иной коммерческой инициативы. Если в результате операционной деятельности прибыль предприятия ниже нормальной, то целесообразность его операций можно поставить под сомнение, поскольку принятие другого инвестиционного решения могло бы принести больший доход. Таким образом, нормальную прибыль можно рассматривать как минимальный уровень дохода, который необходимо получать компании при выбранной коммерческой стратегии.
Однако предприятия зачастую все больше внимания уделяют расчету бухгалтерской прибыли, поскольку именно этот показатель учитывается при формировании долгосрочной стратегии развития. Для публичных компаний различные вариации бухгалтерской прибыли являются своеобразной мерой финансовой стабильности предприятия. Бухгалтерская прибыль также имеет синонимы, среди которых балансовая прибыль и валовая прибыль.
Валовая прибыль – это суммарный доход, полученный предприятием в результате осуществления коммерческой деятельности. Она представляет собой сумму прибыли от реализации продукции за вычетом расходов на ее осуществление.
В соответствии с законодательством прибыль облагается налогом. Однако не вся валовая прибыль может подпадать под категорию налогооблагаемой. Зачастую это зависит от налогового законодательства той страны, где предприятие является налоговым резидентом.
На практике существует и другие виды бухгалтерской прибыли, среди которых:
- операционная прибыль;
- прибыль от основной деятельности;
- прибыль к распределению;
- нераспределенная прибыль;
- прибыль от прочих операций и др.
Коммерческие предприятия также иногда используют и другие показатели прибыли, исходя из специфики своей операционной деятельности. Так, например, в отдельную категорию может выделяться прибыль от реализации определенного вида продукта или услуги. Такой подход может создавать некоторые трудности при сопоставлении нескольких компаний в аналитических целях. Поэтому в ряде стран организациям при подготовке финансовой отчетности необходимо следовать определенным стандартам и среди всех видов прибыли выделать валовую прибыль (или убыток), прибыль от основной деятельности после налогообложения и чистую прибыль за прошедший (финансовый) год. Подобная унификация позволяет в первом приближении делать компании сопоставимыми между собой и проводить анализ развития того или иного сектора экономики.
Следует упомянуть, что описанная выше классификация прибыли не является исчерпывающий. При более детальном анализе могут быть выделены и другие ее категории в зависимости от регулярности формирования, значении конечного результата, характере использования и т.д. (Таблица 2).
Таблица 2. Классификация видов прибыли
Признак |
Вид прибыли |
Источник формирования |
Прибыль от реализации продукта или услуги Прибыль от реализации имущества Прибыль от внереализационных операций |
Вид деятельности предприятия |
Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Состав компонентов прибыли |
Маржинальная прибыль Балансовая или валовая прибыль Чистая прибыль |
Характер налогообложения |
Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению |
Характер учета инфляционной конъюнктуры |
Номинальная прибыль Реальная прибыль |
Период формирования |
Прибыль предшествующего периода Прибыль отчетного периода Прогнозная (планируемая) прибыль |
Характер использования прибыли |
Нераспределенная прибыль Прибыль, подлежащая распределению |
Значение итогового результата |
Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) |
Таким образом, прибыль как одна из основных экономических категорий является необходимым условием рыночного равновесия и развития экономики в целом. Следуя своей долгосрочной стратегии в рамках операционной деятельности предприятия стремятся увеличивать уровень прибыли от периода к периоду. Правильное планирование бюджета исходя из предыдущих результатов с учетом источников формирования прибыли позволяет компаниям поддерживать конкурентоспособность в условиях рыночной нестабильности. А глубокое понимание экономической сущности прибыли способствует ее эффективному распределению и использованию в процессе хозяйственной деятельности.
Глава II Распределение и использование прибыли
2.1 Принципы распределения и использования прибыли
Распределение и использование прибыли является составной и неразрывной частью хозяйственного процесса, благодаря которому происходит удовлетворение потребностей как самого предприятия, так и государства. Эффективность политики управления прибылью определяется не столько характером ее формирования, сколько результатом ее распределения. Механизм распределения прибыли должен быть «прозрачным» и способствовать повышению эффективности производства.
На практике объектом распределения выступает балансовая прибыль, а под процессом распределения в широком смысле понимается направление прибыли на соответствующие статьи использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия, а также на удовлетворение требований со стороны государства.
Характер распределения прибыли оказывает влияние на ряд аспектов деятельности предприятия. Такое влияние проявляется в финансовых результатах по итогам отчетного периода. Поэтому высокая роль распределения прибыли и последующего ее использования может быть описана следующим образом:
- Распределение прибыли является основной целью политики управления ею – повышение благосостояния собственников предприятия. Распределение прибыли происходит в пропорции между выплатой дохода на капитал (в виде дивидендов для акционеров или процентов для кредиторов) и инвестированием в предстоящем периоде. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать в каком соотношении будут распределены средства.
- Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации долгосрочной стратегии компании. Данная стратегия реализуется в рамках инвестиционной деятельности предприятия, которая непосредственно зависит от финансовых ресурсов. Реинвестируемая в процессе распределения прибыли часть является основным внутренним источником таких ресурсов.
- Распределение и последующее использование прибыли является основным инструментом воздействия компании на ее рыночную стоимость. Это проявляется в приросте капитала в процессе капитализации части распределяемой прибыли.
- Распределение прибыли является одним из ключевых индикаторов инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения нового акционерного капитала предполагаемый уровень будущих дивидендов является одним из основных факторов роста стоимости акций и увеличения рыночной капитализации на фондовом рынке, что впоследствии создает дополнительный доход для инвесторов.
- Пропорции распределения прибыли важны для формирования дополнительной социальной защищенности сотрудников предприятия, что в свою очередь способствует сохранению мотивации у работников и росту производительности труда.
- Распределение прибыли влияет не только на долгосрочное благосостояние компании, но и на ее текущую платежеспособность.