Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 825
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
2. Работа над проектом в среде Rational Rose
2.1 Разработка диаграммы вариантов использования
2.2 Анализ вариантов использования и разработка диаграммы классов
2.3 Разработка диаграммы состояний
2.4 Разработка диаграммы последовательности
2.5 Разработка кооперативной диаграммы
2.6 Разработка диаграммы развертывания
2.7 Разработка диаграмм состояний, деятельности, компонентов и размещения
Методы класса Дисплей:
- Запросить сумму – принимает аргументом сумму, запрошенную клиентом;
- Отобразить остаток по счету – принимает аргументом баланс счета.
Описание отношений классов:
Класс Дисплей связан с классом Банкомат отношением аггрегации: дисплей является частью банкомата. Класс Банкомат связан с классом Клиент отношением ассоциации, причем у одного банкомата может быть много клиентов. Класс Банкомат связан с классом Счет отношением ассоциации, причем один банкомат может работать со многими счетами.
Рисунок 3. Диаграмма классов
2.3 Разработка диаграммы состояний
Каждый объект системы, обладающий определенным поведением, может находится в определенных состояниях, переходить из состояния в состояние, совершая определенные действия в процессе реализации сценария поведения объекта. Поведение большинства объектов реальных систем можно представить с точки зрения теории конечных автоматов, то есть поведение объекта отражается в его состояниях, и данный тип диаграмм позволяет отразить это графически. Для этого используется два вида диаграмм: Statechart diagram (дмаграмма состояний) и Activity diagram (диаграмма активности).
Диаграмма классов является основным логическим представлением
Начать построение диаграммы состояний для выбранного класса можно одним из следующих способов:
- Раскрыть логическое представление в браузере (Logical View), выделить рассматриваемый класс и выбрать пункт контекстного меню Open State Diagram (Открыть диаграмму состояний), раскрывающегося по щелчку правой кнопкой мыши.
- Через пункт меню Browse->State Diagram (Браузер->Диаграмма состояний).
Этот тип диаграмм позволяет проектировать алгоритмы поведения объектов любой сложности, в том числе может использоваться для составления блок-схем. Диаграмма состояний приведена на рисунке 4.
Рисунок 4. Пример графического изображения диаграммы активности
2.4 Разработка диаграммы последовательности
Диаграмма классов является основным логическим представлением
Этот тип диаграмм позволяет проектировать алгоритмы поведения объектов любой сложности, в том числе может использоваться для составления блок-схем. Диаграмма состояний приведена на рисунке 5.
Диаграмма последовательности может быть активизирована одним из следующих способов:
Щелкнуть на кнопке с изображением диаграммы последовательности на стандартной панели инструментов.
Через пункт меню Browse->Interaction Diagram (Браузер->Диаграмма взаимодействия).
Рисунок 5. Диаграмма последовательности
В виде диаграмм последовательности были представлены следующие варианты использования:
- Снять наличные,
- Узнать остаток по счету.
Эта диаграмма последовательности показывает поток событий в рамках варианта использования «Узнать остаток по счету».
Рисунок 6. Диаграмма последовательности «Узнать остаток по счету»
Объекты:
- Клиент,
- Приемник банковских карт,
- Дисплей,
- Программа управления банкоматом,
- Счет клиента,
- Принтер для печати справок.
Сообщения:
- Поместить карту,
- Распознать карту,
- Отобразить экран,
- Запросить PIN код,
- Ввести PIN код,
- Проверить PIN код,
- Открыть счет,
- Запросить операцию,
- Выбор операции (узнать остаток по счету),
- Запросить остаток по счету,
- Отобразить остаток,
- Запросить подтверждение печати справки,
- Подтвердить печать справки,
- Напечатать справку,
- Вернуть карту.
Эта диаграмма последовательности показывает поток событий в рамках варианта использования «Снять деньги»
Рисунок 7. Диаграмма последовательности «Снять наличные»
клиент информационный банкомат
Объекты:
- Клиент,
- Приемник банковских карт,
- Дисплей,
- Программа управления банкоматом,
- Счет клиента,
- Лоток для выдачи денег,
- Принтер для печати справок.
Сообщения:
- Поместить карту,
- Распознать карту,
- Отобразить экран,
- Запросить PIN код,
- Ввести PIN код,
- Проверить PIN код,
- Открыть счет,
- Запросить операцию,
- Выбор операции (узнать остаток по счету),
- Запросить сумму,
- Ввод суммы,
- Снять запрошенную сумму,
- Проверить вклад,
- Уменьшить вклад,
- Запросить подтверждение печати справки,
- Подтвердить печать справки,
- Выдать деньги,
- Напечатать справку,
- Вернуть карту.
2.5 Разработка кооперативной диаграммы
Для создания кооперативной диаграммы достаточно открыть диаграмму последовательности и нажать клавишу F5.
Рисунок 8. Пример графического изображения диаграммы развертывания
2.6 Разработка диаграммы развертывания
Этот вид диаграмм предназначен для анализа аппаратной части системы, то есть «железа», а не программ. В прямом переводе с английского Deployment означает «развертывание», но термин «топология» точнее отражает сущность этого типа диаграмм.
Для каждой модели создается только одна такая диаграмма, отображающая процессоры (Processor), устройства (Device) и их соединения. Обычно этот тип диаграмм используется в самом начале проектирования системы для анализа аппаратных средств, на которых она будет эксплуатироваться.
Диаграмма состояний приведена на рисунке 9.
Рисунок 9. Пример графического изображения диаграммы развертывания
2.7 Разработка диаграмм состояний, деятельности, компонентов и размещения
Диаграмма состояний для класса «Банкомат» представлена на рисунке 10.
Рисунок 10. Диаграмма состояний
Банкомат может принимать следующие состояния:
- Ожидание карточки;
- Ожидание ввода PIN кода – после того, как карта вставлена;
- Проверка PIN кода – после ввода PIN кода;
- Ожидание выбора операции – после проверки PIN кода;
- Обработка запроса на снятие наличных – когда выбрана операция «Снять наличные»;
- Выдача наличных;
- Отображение остатка по счету – когда выбрана операция «Отобразить остаток по счету»;
- Печать – если запрошена печать справки;
- Возврат карточки;
- Завершение транзакции.
Диаграмма деятельности представлена на рисунке 11.