Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие, содержание и признаки функций государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Милиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
В России был принят специальный Закон “Об обороне” от 24.09. 1992, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью[23].
Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В основе этой функции сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Из выше сказанного можно сделать вывод:
Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
1) Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (п. 2 ст. 61 Конституции РФ). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2) Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
3) Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
4) Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания[24].
Заключение
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной курсовой работе, не является конечной для Российского государства.
Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попытался раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная проработка каждой из приведенных в классификации функций, анализ различных теорий классификации функций государства, обработка и анализ материалов последних лет относительно данной темы и многие другие. Можно считать, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.
В заключение необходимо отметить, что функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Право исполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Право обеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким образом, из рассмотренных функций, видно, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией, выражающей интересы всего общества.
Список использованных источников
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации.- РГ, 1993, № 237, 25 декабря.
- Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Велби ТК, 2017.
- Бошно С.В. Право и современные государства// Государство и право.-№ 6.- 2013.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие для ССУЗов.- М.: Омега-Л, 2010.
- Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. Ч. 1.- М., 1940.
- Добрынин Е.Ю. К вопросу о понимании функции государства //Вестник Южно-Уральского государственного университета.-№4.-2007.
- Емельянов С.А. Государство: определения и понятия: учебник для вузов. -М., 2002.
- Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: учебное пособие. -М.: Теис,1998.
- Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права: учебное пособие . -Л., 1998.
- Лившиц Р.З. Теория права : учебное пособие / Р.З.Лившиц. - М., 2004. – 386с.
- Марченко М., Дерябина Е. Теория государства и права: Учебник для бакалавров.-М.: Проспект , 2017.
- Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. -2003.-№6. – С.13-15.
- Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник.-М.: Эксмо, 2010.
- Нерсесянц В.Теория права и гос-ва.-М.: Инфра-М , 2017 .
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства .-М.: Юрайт-Книга,2001.
- Общая теория права. Курс лекций. -Нижний Новгород, 1998.
- Общая теория права: учебник для вузов / А.С. Пнюлкина. - М., 2002.
- Спиридонов Л.Н. Теория государства и права: учебник для вузов/ Л.Н.Спиридонов. - М., 2001.
- Теория государства и права: учебное пособие. -М., 2008.
- Хропанюк В.П. Теория государства и права: учебник. - М.:Юрайт, 2017.
- Хутыз М.Х., Серженко Т.Н. Энциклопедия права: учебное пособие .- М., 1999.
Приложение 1
Внутренние функции государства
Обеспечение народовластия
Экономическая функция
Социальная функция
Экологическая функция
Налогообложение
Защита прав и свобод граждан
Приложение 2
Внешние функции государства
Поддержки иностранных инвестиций
Функция обороны
Функция поддержки мирового порядка
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем
Интеграция в мировую экономику
-
Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: ,1998. - С. 5 ↑
-
Спиридонов Л.Н. Теория государства и права. М., 1999.-С.39. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. ,1998 .-С. 167. ↑
-
Алексеев С.С. Теория права. М., 1998.-С. 17. ↑
-
Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. Ч. 1. М., 1940.-С.24. ↑
-
Хутыд М.Х., Сергейко Т.Н. Энциклопедия права. М., 1999.-С. 39. ↑
-
Хропанюк В.П. Теория государства и права. М., 2001.-С.103. ↑
-
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право.- 1999.- №6.- С.- 13. ↑
-
Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.-С. 105. ↑
-
Общая теория права./ Под ред. Пнюлкина. М., 2002.-С.54. ↑
-
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право.- 1999.- №6.-С. 104 ↑
-
Теория права и государства. /Под ред. Малова Г.Н. М., 1995.- С.22. ↑
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1999.-С.57. ↑
-
Спиридонов Л.Н. Теория государства и права. М., 1999.-С.67. ↑
-
Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1998.-С. 13. ↑
-
Общая теория права./ Под ред. Пнюлкина. М., 2002.-С.35. ↑
-
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право.-1999.- №6.-С. 106. ↑
-
Общая теория права. Курс лекций. /Под общ.ред. Бабаев В.Н. Нижний Новгород, 1998.- С. 21. ↑
-
Нерсесянц Р.С. Права и законы, различия и соотношение. //Вопросы философии.- 1998.- № 5.-С. 91. ↑
-
Чинчиков А.А., Желанова С.А.. Теория истории государства и права. М., 2003.-С.64. ↑
-
Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко..М., 1995.-С.26. ↑
-
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1999.- С. 12. ↑
-
Емельянов С.А. Государство: определения и понятия. Учебник. М., 2002.-С.49. ↑
-
Курс теории права и государства. Тюмень, 2001. С. - 63. ↑