Файл: Бухгалтерская отчетность организации: порядок ее составления и анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяют всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовой состояние и финансовые результаты деятельности конкретной компании.

Тема курсовой работы крайне актуальна, поскольку бухгалтерская отчетность будет служить главным источником информации о деятельности предприятия. Всем известно о том, что тщательное исследование бухгалтерских отчетов открывает причину достигнутых успехов, также недочетов в работе компании, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным бухгалтерской отчетности оценить финансовое положение возможных партнеров. Различные виды бухгалтерских отчетов анализируют с целью повышения доходности капитала, обеспечение стабильности положения фирмы. Таким образом, очень важна технология составления бухгалтерской отчетности.

Объектом курсовой работы является предприятие ООО ИТК «Комбета».

Предметом курсовой работы является бухгалтерская отчетность предприятия.

Целью исследования в курсовой работе является раскрытие особенностей составления бухгалтерской отчетности предприятия.

В соответствие с указанной целью в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

- раскрыть теоретические основы составления бухгалтерской отчетности;

- провести анализ и рассмотреть состав бухгалтерской отчетности предприятия на примере ООО ИТК «Комбета»;

- на основе данных проведенного анализа бухгалтерской, предложить рекомендации, направленные на улучшение деятельности предприятия ООО ИТК «Комбета» в дальнейшем.

Теоретической и информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, а также бухгалтерская отчетность ООО ИТК «Комбета».

Структура курсовой работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Введение содержит актуальность темы исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования. Основная часть исследования содержит две главы. Первая глава носит теоретический характер и посвящена основам составления бухгалтерской отчетности, в данной главе раскрыто понятие и виды бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные пользователи бухгалтерской информацией, а также технология ее составления. Вторая глава носит практический характер, в данной главе проведен анализ и рассмотрены особенности составления бухгалтерской отчетности на примере хозяйствующего субъекта - ООО ИТК «Комбета». В процессе исследования дана краткая характеристика предприятия, рассмотрены основные формы бухгалтерской отчетности, их структура, а также проведен их анализ. В результате проведенного исследования предложены мероприятия по улучшению показателей предприятия. В заключение курсовой работы представлены основные выводы по результатам проведенного исследования.


1. Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности

1.1. Понятие бухгалтерской отчетности, ее виды и пользователи бухгалтерской информацией

Под бухгалтерской отчетностью понимают единую систему данных, содержащую информацию имущественного и финансового характера о предприятии, а также о его результатах. [14, с.69]

Целью бухгалтерской отчетности является подтверждение достоверности финансового положения организации, финансовых результатах ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. [10, с.52]

Рассмотрим, какие виды бухгалтерской отчетности существуют:

- индивидуальная форма отчетности - отчетность, выполняющая информационную и контрольную функции;

- консолидированная форма отчетности - вид отчетности, который характеризует финансовое положение и финансовых результатах деятельности предприятия, информационного характера преимущественно для внешнего пользования;

- управленческая форма отчетности - отчетность, которой пользуется руководство предприятия для управления организацией;

- налоговая форма отчетности - отчетность фискального назначения обязательного характера по налоговому законодательству;

- статистическая форма отчетности - отчетность, которая собирается и оформляется по массовым социально-экономическим явления, на основе бухгалтерского и оперативного видов учета, регламентируется Госкомстатом Российской Федерации. [12, с.119]

А также, возможно использование специализированной формы отчетности, если предприятие осуществляет свою деятельность в форме акционерного общества. Среди видов бухгалтерской финансовой отчетности выделяют также:

- годовую;

- промежуточную.

Годовая бухгалтерская отчетность - это отчетность, которая содержит в себе итоги отчетного года и формируется в конце декабря и в начале января следующего года.

Промежуточная отчетность – это итоги нарастающих периодов с начала года, являющегося отчетным. Это отчетность за один квартал[12, с.123] Формируется такая отчетность в начале апреля, после закрытия всех операций за квартал. За второй квартал отчетность формируется в начале июля. За третий квартал отчетность формируется в начале октября.


Пользователями информации, которая формируется в бухгалтерской отчетности являются лица, имеющие потребности в информации об организации, их можно разделить на две группы – это внутренние и внешние пользователи (рисунок 1.1).

Рис.1.1. Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность предоставляется внутренним и внешним пользователям в соответствии с учредительными документами компании.

Внутренними пользователями могут быть:

- учредители организации;

- ее акционеры;

- лица, являющиеся собственниками имущества организации.

Внешние пользователи — это:

- налоговые органы по месту регистрации компании;

- территориальные органы государственной статистики;

- органы исполнительной власти;

- банки;

- иные организации в соответствии с законодательством России.

Отчетность государственных и муниципальных предприятий также предоставляется органам, управляющим госимуществом, предоставляется органам, управляющим госимуществом. [15, с.395]

1.2. Характеристика основных форм и нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности

Для того, чтобы составить бухгалтерскую отчетность, необходимо использовать Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года №402-ФЗ [2], а также ряд других нормативных документов.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, а отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.[2]

Формы бухгалтерской отчетности зависят от статуса организации.

Организации (кроме кредитных, государственных (муниципальных) сдают бухгалтерскую отчетность по следующим формам: 

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о финансовых результатах.

3. Отчет об изменениях капитала.

4. Отчет о движении денежных средств.


5. Пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах.

Если организация является малым предприятием и при этом бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту, то организации в данном случае составляют всего две формы:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о финансовых результатах. [17, с.298]

Для малых предприятий есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о финансовых результатах. Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г. [5]

Важными нормативными документами, которые регулируют процесс составления отчётности организации, являются:

- Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

- Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» устанавливает формы бухгалтерской отчетности:

- бухгалтерский баланс - форма ОКУД 0710001;

- отчет о финансовых результатах составляется - форма ОКУД 0710002;

- отчет об изменениях капитала - форма ОКУД 0710003;

- отчет о движении денежных средств - форма ОКУД 0710004;

- отчет о целевом использовании средств - форма ОКУД 0710006. [10, с.98]

Существуют некоторые отличия в составе бухгалтерской отчетности обществ с ограниченной ответственностью (ООО) от других организационных форм. Например:

- в состав отчетности некоммерческих обществ (НКО) всегда входит отчет о целевом использовании средств;

- также есть отличие при заполнении формы 1 от акционерных обществ: в балансе общество с ограниченной ответственностью всегда пустая строка по коду 1320, так как члены таких обществ являются участниками, а не акционерами и у них нет акций. [13, с.89]

В случае составления отчета для внутренних нужд предприятия каждая фирма разрабатывает для себя собственные формы с указанием и расшифровкой всех существенных показателей своей деятельности.


Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» предусматривает такое нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности, как требования и допущения. [8]

К основным требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся: полнота; своевременность; осмотрительность; непротиворечивость; приоритет содержания перед формой и рациональность.

Правовое регулирование бухгалтерской отчетности предусматривает так же и допущения: имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

1.3. Технологии составления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность обязательна должна быть полной, правильно составленной. В технологии составления отчетности должны соблюдаться следующие правила:

- полное отражение всех операций за период.

- результаты операций.

- правильное соотношение доходов и расходов.

- итоги инвентаризации и так далее.

После составления отчетность утверждает руководитель организации и главный бухгалтер.

Основной и самой главной формой бухгалтерской отчетности является именно бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, которые характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. [13, с.362]

Таблица бухгалтерского баланса может быть двух видов:

- горизонтального — когда валюта баланса определяется как сумма его активов, а сумма активов равна сумме капитала и обязательств;

- вертикального — когда валюта баланса равна величине чистых активов организации (т.е. величине капитала), а чистые активы, в свою очередь, равны активам предприятия за вычетом его обязательств. [10, с.136]

Форма бухгалтерского баланса установлена Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - форма ОКУД 0710001.[5] Предприятия в основном используют типовую форму бухгалтерского баланса, хотя могут самостоятельно разработать и применять удобную форму баланса. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей, предприятие имеет право исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.