Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В современной рыночной среде значительно усилился темп изменений конкурентных условий, требующий более быстрого реагирования со стороны предприятий. Обострение конкуренции, усложнений технологий, государственное регулирование, сокращение жизненного цикла большинства товаров, рост требований к персоналу – эти и целый ряд других проблем предъявляют к управлению современными отечественными предприятиями требования применять все более совершенные методы и технологии управления.[1]
Поскольку основанные на традиционном разделении функций системы управления не успевают за потребительскими требованиями к продукции, важнейшее значение приобретает внедрение процессно-ориентированных систем управления предприятиями.
Использование процессного подхода к ведению бизнеса является одним из основных источников долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия. Построение эффективной системы управления производственным процессом требует детального анализа существующих бизнес-процессов и их последующей оптимизации.
С точки зрения процессного подхода функции управления рассматриваются как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления.
Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Согласно данному подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, каждые из которых в свою очередь так же состоят из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникаций к принятию решений. При этом, руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей компании. Успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников.[2]
На современном этапе технологического развития мировой экономики стало совершенно очевидным, что главная ценность компании не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы и, в конечном счете, эффективность ее деятельности определяется их качеством, а, следовательно, эффективно все то, что вкладывается в их развитие, в повышение мотивации к труду.
Цель данной работы: показать необходимость введения процессного подхода к менеджменту на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования является ОАО "НАШСВЕТ".
Предмет исследования: процессный подход к менеджменту.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности применения процессного подхода;
- выделить эффективность процессного подхода;
- проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1 Определение процессного процесса
Процессный подход к менеджменту - это один из основных подходов в теории управления, при котором функции управления рассматриваются как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления. Процесс управления в целом рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций. Таким образом, одним из важнейших условий успешного управления выступает не только эффективность управленческих функций, но и их правильная соорганизация в рамках единого процесса.
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.[3]
Согласно стандарту ИСО 9001: 2000, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.[4]
Сам термин "процессный подход" известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.
Он ориентирован, в первую очередь, на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Процессный подход подводит к необходимости перехода на, так называемое, «тощее производство» или «тощую» ресурсосберегающую организационную структуру (Lean production). Основными чертами такой реорганизации являются:
- широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
- сокращение количества уровней принятия решения;
- сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
- повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
- автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.
Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются "как есть" (модель AS-IS). Затем проводится анализ построенных моделей и выявление "узких мест" процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели "как надо" (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS). Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии.[5]
1.2. Базовые функции управленческого процесса
Все разнообразие управленческих функций может быть сгруппировано в четыре базовые категории:
Планирование
Организация
Мотивирование
Контроль
Рассмотрим их подробнее.
1. Функция планирования.
С помощью функции планирования руководитель решает, какими должны быть цели организации и что надо делать, чтобы достичь этих целей. Можно сказать, что функция планирования отвечает на три основных вопроса:
"Где мы находимся в настоящее время?"
Для определения реальных возможностей организации, каждый руководитель должен оценивать сильные и слабые стороны организации в самых важных вопросах (финансы, производство, сбыт, научные исследования и разработки, трудовые и другие ресурсы). Так же необходимо изучить состояние в данный момент и сделать прогноз возможных состояний внешней среды организации.
"Куда мы хотим двигаться?"
Руководитель должен определять цели организации, принимая во внимание и оценивая разнообразные возможности и угрозы в окружающей организацию среде (конкуренция, заказчики, законы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения).
"Как мы собираемся сделать это?"
Руководители должны решать, что надо делать для достижения поставленных целей.[6]
Планирование в организации не является одноразовым событием. Во-первых, компания не стоит на месте: решив задачу данного этапа, которой соответствовал данный план, организация переходит к следующему этапу и планирование продолжается. Во-вторых, постоянная неопределенность будущего. Чтобы планы согласовывались с реальностью, они должны периодически пересматриваться, так как в силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут развиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов.
Таким образом, с точки зрения функций управления, планирование - это один из способов, благодаря которому руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей.
2. Функция организации.
Для выполнения планов и достижения целей предприятия необходимо создать определенную структуру, то есть организовать. Так как на любом предприятии работу выполняют люди, важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из всего количества заданий, существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным работником задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей и становятся, таким образом, подчиненными по отношению к руководителю.
3. Функция мотивации.
Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. С самых древних времен руководители осуществляли функцию мотивации своих работников. Существовали различные способы мотивации, которые менялись с течением времени. Раньше это были хлыст и угрозы, которые сменились экономическим подходом к мотивации (люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше). Дальнейшие исследования в области поведенческих наук показали несостоятельность этого подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.[7]
4. Функция контроля.
Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Руководитель планирует достичь цель в какое-то определенное время. За этот период может случиться многое, в том числе и различные неблагоприятные непредвиденные обстоятельства, которые могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.[8]
Существуют три аспекта управленческого контроля.
1. Установление стандартов
Это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Основывается на планах, разработанных в процессе планирования.
2. Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
Правильность выполнения данного аспекта позволяет руководителю определить наличие проблемы и узнать ее источник. А это в свою очередь необходимо для принятия действий.
3. Принятие действий
Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Для согласования четырех базовых функций управления - планирование, организация, мотивация и контроль - требуются определенные связующие функции. Такими функциями выступают принятие решения и коммуникация.
1. Принятие решений.
Для того чтобы найти правильное действие - для данной организации в данное время и в данном месте, руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий. Для того, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
В то же время, для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы необходимо наличие адекватной точной информации. А единственным способом получения такой информации является коммуникация.[9]