Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие предприятия, его основные черты
1.2 понятие и виды организационных структур предприятий
1.3 Пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий
Глава 2. Особенности и пути совершенствования организационной структуры предприятия ООО «Орбита»
2.1 Общая характеристика и особенности организационной структуры ООО «Орбита»
2.2 Анализ мероприятий по основным направлениям совершенствования управления.
2.3. Обоснование необходимости совершенствования системы управления в организации ООО «Орбита»
Глава 3. Основные направления совершенствования системы управления персоналом в ООО «Орбита»
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит предприятиям и их объединениям.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Основные черты современного предприятия: организационное единство; определенный комплекс средств производства; обособленное имущество; имущественная ответственность; единоначалие; собственное имя: (наименование); оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность.
1.2 понятие и виды организационных структур предприятий
Каждое предприятие имеет свою организационную структуру.
Организационная структура (англ.organizational structure) - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ.organigram) - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). [7]
Организационная структура предприятия, по мнению Г.Б. Клейнера, - структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.[8]
Выделяют следующие организационные структуры: [9]
- иерархическая;
- линейная;
- функциональная;
- упрощённая матричная;
- сбалансированная матричная;
- усиленная матричная;
- проектная;
- дивизиональная.
Нередко организационную структуру подстраивают под производственный процесс продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.
Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
- принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
- принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
- принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
- принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура управления, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).
Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип ("принцип колодца") построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта" или "колодец"), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников. При этом конечный результат - эффективность и качество работы организации в целом, - становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества линейных структур:
- четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.
- Недостатки линейной структуры:
- в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
- слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом разные, и часто взаимоисключающие;
- большое число "этажей" или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Таким образом, можно заключить, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.
Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Выделяют следующие виды организационных структур:
- иерархическая;
- линейная;
- функциональная;
- упрощённая матричная;
- сбалансированная матричная;
- усиленная матричная;
- проектная;
- дивизиональная.
1.3 Пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий
Представляется, что анализ тематики курсовой работы - виды и пути совершенствования организационных структур предприятий - достаточно актуален и представляет как научный, так и практический интерес.
Говоря о разнообразии организационных структур современных предприятий, неизбежно встает вопрос об их типологизации для выявления общих свойств и закономерностей различных видов.
По моему мнению, в основу типологии современных организаций должно быть поставлено видообразование под действием факторов изменчивости и изоляции. В корне дерева эволюции следует расположить исторически ранее сложившиеся формы и модели организаций, а его основными ветвями станут коммерческие, государственные, общественные организации и политические партии.
Основные методы отнесения организации к той или иной ветви.
Выделим следующие основные методы:
1) Исторический метод. Исследователь должен проследить, кем было основано новое организационное направление, и построить генеалогическое дерево развития.
2) Метод анализа структуры. Анализ и сравнение структур организаций в различных отраслях позволит получить дополнительный критерий для отнесения организации к тому или иному виду.
3) Метод анализа среды. Поскольку форма организации зависит от окружающей среды, одним из методов типологизации может стать анализ используемых ресурсов. Значительно различающаяся ресурсная база будет основой деления на крупные ветви, а незначительно - на виды и подвиды.
Все три метода должны использоваться одновременно для исключения ошибок. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в практическом плане построение типологии может открыть новые закономерности в структуре организации, а также показать место и значение различных организационных форм в истории общества.
Глава 2. Особенности и пути совершенствования организационной структуры предприятия ООО «Орбита»
2.1 Общая характеристика и особенности организационной структуры ООО «Орбита»
Наименование организации: ООО «Орбита».
Цели и задачи организации: кафе с собственным производством
Технологический процесс ООО «Орбита» состоит из следующих этапов:
- Производство продукции;
- Реализация продукции ;
Образовательный состав ООО «Орбита» персонала с высшим и средне-специальным образованием. Персонал, работающий в организации опытный, квалифицированный коллектив.
Организация ООО «Орбита» является – ООО (Общество с ограниченной ответственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.), организационная структура управления ООО «Орбита» представлена на рис.2.
Данная организационная структура соответствует структуре иерархического типа. Иерархическая структура управления - структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.
Особенность такой структуры , есть директор, который отвечает за всю работу организацией, в подчинение его входят: администратор, бухгалтерия, отдел сбыта, отдел по работе с набором персонала.
Плюс такой структуры, что есть руководитель, который отвечает за всю работу, и в каждом отделе есть свой руководитель, который контролирует работу своих подчинённых.
Структура управления
Генеральный директор ООО «Орбита» |
Исполнительный директор |
Финансовый директор |
Директор по организации |
Начальник отдела кадров |
Шеф-повар |
Главный бухгалтер |
Менеджер по персоналу |
Уборщицы |
повара |
Официанты |
Бармены |
Рис.2. Структура управления ООО «Орбита»
Проанализируем эффективность и экономичность структуры управления ООО «Орбита» (см. таблицу 2).
Таблица 2
Характеристика деятельности подразделений ООО «Орбита»
Подразделение |
Роль в деятельности организации |
1.Директор |
Общее руководство фирмой |
2.Директор по организации |
Контроль за качеством, сроками выполнения и всем рабочим процессом |
3. Финансовый директор |
Контроль и планирование финансов, контроль за максимально чётким, правильным и быстрым ведением финансовой документации, оформление документации |
4. Щеф-повар |
Реализация продукции |
5. Отдел по работе с персоналом (отдел кадров) |
Набор сотрудников |