Файл: Моделирование предметной области «Управление логистикой» с помощью UML.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 6
Введение
На сегодняшний день проблема автоматизации производственных и управленческих процессов как средства повышения производительности труда и уменьшения затраченного времени остается довольно актуальной в организациях различного рода деятельности.
Необходимость внедрения и использования информационных технологий в управлении современным учреждением и его звеньями обусловлена облегчением деятельности персонала, сдерживанием роста его численности, уменьшением временных затрат, увеличением объемов производительности.
Прежде чем приступить к реализации автоматизированной системы управления (АСУ), необходимо четко определить назначение каждого компонента и выбрать метод реализации каждой из его функций. Функциональные аспекты компонентов проектируемой ИС удобно представлять в виде диаграмм использования UML (унифицированный язык моделирования). При разработке данного проекта использовался UML и Rational Rose – мощное CASE - средство, помогающее строить модели систем.
Цель данной работы– спроектировать и разработать информационную систему для управления логистическими процессами.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать характеристику предприятия;
- описать бизнес-процессы;
- обосновать необходимость автоматизации бизнес-процессов;
- разработать предложения по улучшению бизнес-процессов;
- выбрать средства моделирования процессов управления персоналом;
- построить модели бизнес-процессов.
Объект исследования – процессы управления логистическими процессами склада.
Предмет исследования – процесс моделирования предметной области.
Нормативной базой исследования являются Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты по вопросам создания и использования информационных систем.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись такие методы познавательной деятельности, как анализ, синтез, дедукция. Для сопоставления различных подходов к рассматриваемым проблемам использовался сравнительный метод. Для построения моделей применялись методы объектно-ориентированного подхода.
Глава 1. Аналитическая часть
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
«Московская транспортно-логистическая компания» сотрудничает как с юридическими, так и с физическими лицами. Компания осуществляет грузовые международные и внутренние железнодорожные перевозки, оказывает услуги по таможенному оформлению, складированию и международному экспедированию грузов. Все взаимоотношения между компанией и заказчиком строго регламентированы договором, который учитывает интересы клиентов.
Основные услуги, которые оказывает компания:
Грузоперевозки. «Московская транспортно-логистическая компания» осуществляет грузоперевозки преимущественно железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт один из самых недорогих, к тому же, по железной дороге можно перевозить грузы в гораздо больших объемах, чем, например, по воздуху.
Таможенное оформление. Любой коммерческий груз пересекающий границу государства должен пройти таможенный контроль. Опытные специалисты «Московской транспортно-логистической компании» помогут правильно оформить все документы и избежать, тем самым, потери времени и финансов.
Логистика. Компания осуществляет маркетинговые и информационные а также консалтинговые услуги в области логистики для предприятий, организаций и ИП.
Складские услуги. Компания оказывает складские услуги, услуги выгодного ответственного хранения и складской обработки на терминалах станции.
Организационная структура рассматриваемого предприятия является традиционной для коммерческих организаций и включает в себя следующие подразделения (рис.1):
- отдел продаж;
- финансовый отдел;
- бухгалтерию;
- отдел закупок;
- отдел маркетинга;
- сервисный центр;
- отдел логистики;
- служба поддержки пользователей;
- ИТ-отдел.
Рис.1.1. Организационно-штатная структура управления
Модель функционирования склада (рисунок 1.2) показывает, что на склад поступают товарно-материальные ценности (ТМЦ) от поставщиков, и результатом деятельности склада является отгрузка товара потребителям [7, с.55].
Основными участниками логистических процессов являются сотрудники склада. Все бизнес-процессы склада выполняются согласно регламенту работы склада.
Входные документы – накладная на внутреннее перемещение и приходная накладная.
Выходные документы – журнал отгрузок, журнал прихода, отчет по остаткам, отчет по качеству, отчет по инвентаризации.
За основу форм документов берутся бланки, используемые на предприятии. Необходимо провести их анализ, оценку полноты содержащейся в них информации, и использовать при разработке системы.
Рис. 1.2. Контекстная диаграмма модели деятельности склада
Декомпозиция модели (рисунок 1.3) характеризует основные бизнес-процессы склада, такие как [8]:
- приемка товара;
- хранение товара;
- учет товаров на складе;
- комплектация и отгрузка;
- управление остатками на складе.
Рис. 1.3. Декомпозиция контекстной диаграммы
На рисунке 1.3 видно, что приемкой товара на складе занимается отдел снабжения, т.к. этот отдел занимается размещением заказа поставщику на производство и поставку товара. За комплектацию и отгрузку товара со склада отвечает руководство отдела сбыта, т.к. этот отдел занимается сбором заявок и распределением товаров. Также отдел сбыта принимает участие в процессе управления остатками. Бухгалтерия занимается приемкой и отгрузкой товара со склада с позиции ведения бухгалтерского учета.
Процессы приемки товара на склад, хранения, комплектации и отгрузки описаны на рисунках 1.4-1.7.
- При поступлении машины с грузом, кладовщик проверяет товарно-транспортные накладные или прочие документы. Если документы оформлены в соответствии с требованиями компании, то принимается решение о начале разгрузки товара. В Журнале приемки грузов делается запись о прибытии машины, содержащая данные: дата, время прибытия машины, поставщик, наименование товара, номер накладной, фамилия кладовщика и менеджера, присутствовавшего при разгрузке, комментарий.
Рис.1.4. Декомпозиция бизнес-процесса «Приемка товаров на складе»
- После окончания разгрузки осуществляется сверка наименований фактически доставленного товара с накладной, приемка по количеству и проверка целостности упаковки товара. Если имеются расхождения в количестве или нарушения целостности упаковки, то это фиксируется в Акте приемки товара, а повреждения фотографируются. Поврежденные упаковки передаются в сектор приемки по качеству, где происходит отбраковка испорченного товара и составляется Акт о несоответствии.
- Поступивший товар отправляется в зону хранения на складе, но до приемки по качеству хранится изолированно.
Рис.1.5. Бизнес-процесс «Приемка товаров на складе по качеству»
Бизнес-процесс хранения товара включает следующие действия (рисунок 1.6):
- Товар хранится на складе, пока не поступит заявка на его отгрузку. Периодически возникает необходимость перемещения товара внутри склада. Такие перемещения выполняются грузчиками по заданию кладовщиков.
- На складе регулярно происходит инвентаризация, т.е. проверка соответствия фактического наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения. Инвентаризация бывает плановая и неплановая. Во время инвентаризации пересчитывается фактическое количество товаров на складе и сверяется с учетными данными по базе данных бухгалтерии.
- По запросу подразделений за ними резервируется определенное количество товара, имеющегося на складе.
Рис.1.6. Декомпозиция бизнес-процесса «Хранение товара на складе»
Бизнес-процесс «Комплектация и отгрузка» (рисунок 1.7) характеризуется следующими положениями:
- Заказы поступают в отдел сбыта, который, в свою очередь, формирует заявку на выдачу со склада. Заявка передается на склад. Для отгрузки в соответствии с заявкой комплектуется отгрузочная партия на паллетах. Оформляется накладная на внутреннее перемещение, содержащая следующие данные: номер накладной, дату составления документа, номер заявки, а также город отправки заказа, номенклатурный номер товара, наименование, количество, количество мест, учетную цену, сумму. В карточку учета товара заносится информация об отгрузке.
- Заказы от отделов тоже поступают через отдел сбыта компании. Оформляется накладная на внутреннее перемещение, аналогично отгрузке, но в этой накладной вместо номера и города доставки стоит прочерк.
Рис.1.7. Декомпозиция бизнес-процесса «Комплектация и отгрузка товаров на складе»
В каждом филиале существуют Вычислительные Центры (ВЦ), делящие всю территорию на более мелкие участки. Они занимаются поддержкой пользователей по вопросам, связанным технической работоспособностью вычислительных систем, то есть: либо мелким ремонтом на месте, либо при серьезных неисправностях – отправкой техники в отдел, занимающийся ремонтом (отдел РПО). В отделе ВЦ есть инженер, который занимается снабжением всех удаленных площадок (удаленные площадки (группы) требуются в связи с большой территорией обслуживания) резервом вычислительной техники, всеми необходимыми расходными материалами, а также доставкой из/в ремонт неисправной аппаратуры и ее дальнейшей передачей в отдел РПО для ремонта. Резерв техники необходим для предоставления подмены на оперативных рабочих местах (в основном связанных с безопасностью движения (в соответствии с регламентом)) в случаях невозможности ремонта на месте или невозможности устранения неисправности на месте в установленный срок.
1.2. Предлагаемые мероприятия по улучшению технологии решения задачи
Исходя из вышеописанного, необходимо разработать АРМ инженера по снабжению, который будет реализовывать взаимодействие между инженером по снабжению и руководителями площадок (групп). Необходимо разработать либо внедрить автоматизированную систему для учета процессом снабжения.
Опишем основные функции, которые должна выполнять автоматизированная система [16, с.39]:
- Ведение базы данных запчастей на складе (наименование, количество, цена и др.).
- Ведение базы данных всех произошедших операций прихода-расхода.
- Ведение справочников (товары, категории товаров, поставщики, сотрудники).
- Получение аналитической и статистической информации (остатки на складе, данные по количеству произведенных операций, отчет за месяц).
- Получение справочной информации в печатном виде (счет-фактура, накладная, наименование товаров, отчеты по продажам).
Задачи проектирования [14, с.67]:
- Максимально упростить и ускорить процедуру учета материальных ценностей.
- Обеспечить жесткую связь между складом и процедурой регистрации заказа для исключения ситуации оформления заказов на изделия при отсутствии соответствующих наименований на оперативном складе.
- Обеспечить все бизнес - операции возможностью сопроводить их необходимыми документами.
- Создать гибкую систему статистических отчетов, как по работе склада, так и по учету и регистрации заказов.
- Обеспечить при необходимости возможность автоматического резервирования БД.
- Запретить некорректные действия пользователя.
- Обеспечить целостность информации в базе данных.
- Обеспечить приемлемую безопасность данных на случай несанкционированного доступа.
- Минимизировать затраты системных ресурсов, необходимых для нормальной работы АРМ.