Файл: конкурентные преимущества организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а получение прибыли и её увеличение в течение жизнедеятельности предприятия достигаются различными способами. Одним из этих способов является повышение и поддержка конкурентоспособности фирмы. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как услуги и условия ее оказания.

В общем смысле слова конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке, или конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М.Портер, Ф.Котлер, Е.П.Голубков, И.У.Зульхарнаев и др., которые разрабатывали теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью оценки конкурентоспособности предприятия ООО «ЦАСЭО» и на основе полученных данных разработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций исследуемого предприятия.

Целью данной работы является оценка конкурентной стратегии ООО «ЦАСЭО».

Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • изучение организационно – правовой и экономической характеристики OOO «ЦАСЭО»;
  • исследование фирм – конкурентов;
  • формулировка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ЦАСЭО» и экономическое обоснование данных рекомендаций.

Объектом данной работы является Общество с ограниченной ответственностью «ЦАСЭО».

Предмет исследования – конкурентные преимущества организации.

Все расчёты работы, практические рекомендации и выводы могут быть использованы в практической деятельности ООО «ЦАСЭО».

Глава 1. Основные аспекты конкурентных стратегий


1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия, роль и значение на современном этапе

Конкуренция (от лат. «сопсиггепйа» — столкновение, состязание) - это соревнование, соперничество между производителями товаров на рынке за более выгодные условия оказания услуг с целью получения максимальной прибыли. Конкуренция одновременно является механизмом автоматического регулирования пропорций в сфере общественного производства. Кроме этого, существует много других определений конкуренции. По мнению Ф. Перру, конкуренция - это действие постоянной угрозы для подрыва господства и его постоянного пересмотра в пределах тех правил, которые позволяют проявить творческий отбор. Человеку свойственно стремление подороже продать и подешевле купить. Поэтому нам постоянно приходится сталкиваться с понятием конкуренции. Строгим значением понятия конкуренция является то, что одному человеку приходится состязаться с другим, особенно это видно при покупке или продаже чего- либо. И. Конрад определял конкуренцию как «свободное соперничество многих лиц в хозяйственной деятельности вообще» [12, с. 15].

В официальных документах конкуренция рассматривается как состязательность хозяйствующих субъектов, ограничивающая возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует 3 подхода к определению термина «конкуренция» [3, с. 154].

Первый подход рассматривает конкуренцию как рыночную состязательность. Данный подход является характерным для отечественной литературы.

Второй подход конкуренцию рассматривает как элемент рыночного механизма, который позволяет достичь равновесия спроса и предложения. Данный подход является характерным для классической экономической теории.

В третьем подходе конкуренция определяется в качестве критерия, по которому определяют тип отраслевого рынка. Данный подход основан на теории морфологии рынка. [4, с. 24]

Основой первого подхода является повседневное понимание конкуренции как соперничества за достижение наилучших результатов в какой-либо сфере. Конкуренция представляет собой соперничество между экономическими субъектами. Наиболее типичными определениями конкуренции являются:

  • состязательность в условиях отсутствия монополии на рынке;
  • состязательность предпринимателей и хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия одного из них ограничивают возможности другого оказывать воздействие на условия обращения товаров в данной рыночной сфере;
  • сопернические и состязательные взаимоотношения между двумя или несколькими хозяйствующими субъектами, проявляющиеся в стремлении каждого из них обойти других для достижения своей цели. При этом субъекты стремятся получить более высокий результат и вытеснить соперника;
  • соперничество участников рынка за более прибыльные условия производства и реализации товаров;
  • особый вид экономической борьбы, в котором при наличии равных шансов у каждой претендующей стороны победу одерживает более предприимчивая сторона;

- соперничество между производителями товаров и услуг за рыночную долю с целью максимизации прибыли и достижения иных целей.

В классической политэкономии конкуренция рассматривается в качестве неотъемлемого элемента рыночного механизма. А. Смит относит конкуренцию к поведенческим категориям. В этой трактовке покупатели и индивидуальные продавцы соперничают на рынке за наиболее выгодные покупки и продажи соответственно. Можно сказать, что конкуренция является той самой «невидимой рукой» рынка, которая производит координацию деятельности его участников.

Конкуренция является силой, которая обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, а также служит для уравновешивания рыночных цен. Итогом соперничества покупателей и продавцов является установление общей цены на однородные товары рынка. Функционирование всего рыночного механизма ценообразования обеспечивается конкуренцией.

В современной микроэкономике конкуренция понимается как некоторое свойство рынка. Это связано с особым развитием теории морфологии рынка. Степень совершенства рыночной конкуренции определяет различные типы рынков. Каждому из рынков свойственно определенное поведение его субъектов. Здесь под конкуренцией имеется в виду скорее не соперничество, а некоторая степень зависимости общих условий рынка от поведения его участников[10, с. 26].

Конкуренция является атрибутом рынка. Она возникает из рынка и является одновременно обязательным условием его существования.

На развитом рынке конкурентные тенденции значительно сильнее и устойчивее, чем на монополистическом. В этой конкурентной борьбе победителями оказываются и мелкие, и крупные, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия, однако, не вытесняет конкуренцию, так как фирмы, конкурирующие между собой, являются достаточно разными. Также конкуренцию нельзя сводить только к борьбе сильного и слабого, так как при таком рассмотрении монополии вытеснили бы более слабых соперников с рынка.

На самом деле конкуренция имеет значительно более сложную основу. Всем хозяйственным единицам присущи свои уникальные особенности. Ведущие монополии обладают силой, мелкие фирмы - гибкостью. У специализированных компаний особенностью является приспособление к особым «нишам» и сегментам рынка, фирмам-новаторам присущи преимущества первооткрывателей. В условиях рынка решающим преимуществом обладает то одно, то другое предприятие.

Конкуренция на рынке носит объективно-принудительный характер. Она заставляет систематически снижать цены на выпускаемые товары, повышать производительность труда, применять новые технологии, понижать издержки производства с целью экономии ресурсов, а также добиваться более оптимального сочетания факторов производства.


Как и всякое явление, конкуренция имеет свои отрицательные и положительные стороны[4, с. 32].

Отрицательными сторонами конкуренции являются: жестокость и беспощадность по отношению к неудачникам; безработица и банкротство.

Положительными сторонами конкуренции являются: стимулирование повышения качества товара; снижение затрат и цен; постоянный поиск и использование в производстве новых возможностей; совершенствование техники и технологии; ориентация на товары повышенного спроса; новые формы в управлении.

В экономической литературе различают 6 видов конкуренции.

1) Видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, предназначенными для одной и той же цели, но различающимися каким-либо из важных параметров.

  1. Ценовая конкуренция, когда по самым различным ценам предлагаются однородные товары. При помощи ценовой конкуренции торговец выделяет свой товар и привлекает к нему внимание покупателя.

Ценовую конкуренцию применяют в основном фирмы-аутсайдеры в борьбе с монополиями, так как для соперничества в сфере неценовой конкуренции им не хватает возможностей. Ценовые методы используют также с целью вывода на рынок новых товаров и для укрепления позиций на случай возникновения проблем со сбытом. В случае прямой конкуренции фирмы широко оповещают о своем снижении цен. А при скрытой конкуренции фирмы выпускают новый товар, в котором существенно улучшены потребительские свойства. Цену в этом случае поднимают незначительно.

  1. Функциональная конкуренция основана на свойстве, что ту же самую потребность потребителя можно по-разному удовлетворить. Все товары, которые обеспечивают удовлетворение данной потребности, относятся к функциональным конкурентам.
  2. Предметная конкуренция основана на том, что аналогичные товары являются разными по качеству и по притягательности марки производителя.

Предметная конкуренция является результатом выпуска идентичных товаров различными фирмами. Товары различаются лишь качеством изготовления, а могут быть и одинаковыми по качеству. Данную конкуренцию иногда называют межфирменной.

  1. Неценовая конкуренция выдвигает более высокую надежность, более современный дизайн, чем у соперников. Сильнейшим орудием данного вида конкуренции является реклама. При помощи рекламы фирмы доносят информацию о потребительских свойствах товаров до покупателей. Также при помощи рекламы они формируют доверительное отношение к своей ценовой, товарной, сбытовой политике, стремятся создать хороший образ фирмы[6, с. 72].

Существуют и незаконные методы данного вида конкуренции: промышленный шпионаж; выпуск товаров, которые внешне ничем не отличаются от подлинников, но обладают существенно худшими характеристиками и являются вследствие этого дешевыми; переманивание ведущих специалистов, владеющих производственными секретами; закупка образцов для копирования.

С понятием конкуренции неразрывно связано понятие конкурентоспособности продукта, услуги, предприятия, отрасли или всей национальной экономики. Общепринятого универсального определения для понятия конкурентоспособности не существует.

Обычно под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей [12, с. 37].

С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важной для выживания и развития отечественных предприятий.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность», многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к анализу и оценке конкурентоспособности на разных ее уровнях.

Необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между данными уровнями существует взаимосвязь. Отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований [5, с. 42].

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Например, И.В. Константинова дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по неценовым и ценовым характеристикам являются более привлекательными для потребителей, чем товары конкурентов».