Файл: Московский городской педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского

учебный корпус «Колледж Дорогомилово»

Городилова Татьяна Юрьевна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Применение различных техник рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.



Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

(очная форма обучения)





Руководитель ВКР:

преподаватель профессиональных дисциплин

Доброгурская Татьяна Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

_________________________________

(подпись)


Москва, 2023

Введение


Дети живут в мире большой реальности, но в силу их возраста многое еще недоступно их пониманию. Мы, взрослые, стоим между окружающим нас миром - природой, людьми, предметами и искусством - и чувствительной, хрупкой, эмоциональной душой ребенка, которая восприимчива к новому, неожиданностям и блеску.

Способность к творчеству - это свойство человека, благодаря которому мы можем жить в единстве с природой, создавать, не причиняя вреда, и преумножать, не разрушая. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность. Аристотель подчеркивал вклад занятий рисованием в общее развитие личности, на эту тему писали выдающиеся педагоги прошлого, в том числе Я.А. Коменский, И.Г. Песталож, Ф. Фребель и многие российские педагоги и психологи.

В современных российских детских садах искусство играет все большую роль как одно из важнейших общеобразовательных занятий. Поскольку искусство является важным элементом системы, оно должно соответствовать требованиям Федеральных образовательных стандартов. Целью занятий искусством в детских садах является формирование художественной, эстетической, духовно-нравственной культуры и развитие творческих способностей учащихся как необходимого компонента устойчивого развития. Дошкольное детство - это период постоянного поиска и творческих идей, которые делают работу интересной, продуктивной и приносящей удовлетворение воспитанникам и современному обществу.


Цель: создание альбома для детей старшего возраста для развития воображения с использованием традиционной техники рисования.
Задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме;

  2. Создать альбом с детьми старшего дошкольного возраста для развития воображения с использованием традиционной техники рисования;

  3. Охарактеризовать реализацию (этапы) внедрения альбома ( в практику дошкольной организации.


1.Пояснительная записка

1.1 Теоретическое обоснование


На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение.

Воображение - познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы[2].

По мнению Л. С. Выготского: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией»[4].

Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний[4].

Можно выделить несколько видов воображения: пассивное и активное [4].

Пассивное или непроизвольное воображение — новые образы, возникающие под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сноведения, галлюцинации, грёзы и состояния «безумного отдыха» [2].

Активное или произвольное воображение — процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно представленной целью в той или иной деятельности [2].

В свою очередь произвольное воображение делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине [2].

Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов

, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности [2].

Изучением воображения занималось множество знаменитых учёных в прошлом и сейчас, среди них- Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейн И. И. Давыдов, Ж. Пиаже, К. Каффка, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.[4].

Они считали, что физиологической основой воображения является сложная деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новой системы временных связей. При формировании процесса воображения важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны со словом. Обычно оно служит источником появления образов воображения [4].

Также в программе обучения и воспитания в детском саду была отмечена проблема того, что воображение у детей дошкольного возраста развивается не достаточным образом, так как дети часто вынуждены пользоваться предложенным шаблоном и повторять за показанным образцом[4].
Поэтому развитию воображения психологи рекомендуют уделять больше внимания в возрасте от 3 до 12 лет. Этот период учёные называют сензитивным для развития воображения и образного мышления [4].
А как и с помощью чего развивать воображение? Одним из наиболее интересных способов развития воображения для детей старшего дошкольного возраста является рисование, а именно с использованием традиционных техник рисования.

Техника рисунка – это совокупность приёмов и средств, применяемых

художником. Художники включают в это понятие технику линии, тушёвки,

определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных

материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения,

творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов.

К традиционным техникам относят:

1. Техника рисования графитным карандашом.

Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша.

В детском рисовании используются отдельные приёмы классических техник. Большой популярностью пользуется рисование штрихом. Ведь с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только лёгкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Такое рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.


2. Техника рисунка акварелью.

В акварели существует множество

приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, использование мастихина, соли, многослойная живопись и др.

3. Техника рисования пастелью. Техника рисования или живописи пастелью

состоит в растирании штрихов или слоёв карандаша пальцами, ладонью или мягкими растушками, ватными комочками и шёлковыми квадратными кистями.

Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погружёнными в дымку. На мелок нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Рисовать можно по – разному: плашмя или остро заточенным мелком. Хотя техника рисования углём и пастелью относится к традиционным, но если эти материалы в рисовании используются ребёнком, можно считать их новыми, нестандартными для начинающего художника.
Этот процесс самовыражения вызывает у дошкольников чувство радости и удовольствия. Что они только не делают: разрисовывают ваши любимые обои карандашами, а шторы — красками, рисуют друг на друге фломастерами. Все это приносит детям великое счастье. Однако мы взрослые иногда бываем слишком суровы к такому проявлению творческого потенциала наших малышей, и с сожалением прощаемся с испорченными вещами. А ведь рисование оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. По этой причине постарайтесь взять себя в руки и не ругайте ребенка за то, что его творчество выходит за рамки дозволенного. Помогите направить развитие его таланта в нужное русло [3].
В старшем дошкольном возрасте на занятиях по рисованию дети должны научиться [1]:

  • передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных сказок, литературных произведений. Обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; передавать эти отличия в рисунках.

  • передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание на то, что предметы могут по разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и т.д.). Передавать движения фигур.

  • владеть композиционными умениями: располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п).

  • вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

  • рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

  • рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

  • закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета; смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

  • создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал, воробей?» и др.).

  • Развивать композиционные умения, располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

  • обращать внимание на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов); располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.).


Список литературы


  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

  2. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под. ред. И. В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.

  3. Родина, Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3183/ (дата обращения: 23.02.2023).

  4. Ряскина, И. А. Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе / И. А. Ряскина, Н. В. Зыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67489/ (дата обращения: 23.02.2023).