Файл: Департамент образования вологодской области гоуспо тотемский педагогический колледж.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
В заключение хочется сказать о том, что сфера социальной защиты малоимущих граждан в нестационарных формах развивается в сложных условиях, в первую очередь, в связи с недостаточным ее финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
Исходя из опыта работы ГУ «КЦСОН г. Вологды», нам бы хотелось проанализировать трудности в работе отделения социального обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан.
Десятилетия реформ принесли значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.
Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением в Вологде являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.
В Вологде в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.
Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания ГУ «КЦСОН г. Вологды» - растет. Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.
Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста (в том числе и одиноких граждан) создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.
Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:
- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;
- повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;
- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;
- налаживание партнерства на всех уровнях.
Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.
Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.
Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включает:
- проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;
- изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
- разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;
- обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы
;
- мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.
В Вологде рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.
Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.
В этой системе еще довольно многое не совершенно. Но можно с уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле.
Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная подготовка кадров.
Таким образом,
1.Существующие услуги ГУ «КЦСО г. Вологды» можно и должно развивать, не останавливаясь на достигнутом, делая социальное обслуживание еще более доступным и эффективным. Особенно, по результатам анкетирования это касается комплексного обслуживания, которое включает медицинское обслуживание пожилых людей на дому.
-
Системе социального обслуживания необходимы соответствующее материально-техническое обеспечение и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска. -
Слабое финансирование. -
Несоответствие выполняемого объема труда и оплаты работников ГУ «КЦСО г. Вологды».
Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях мирового кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.
Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Мы в своей работе наглядно показали необходимость активного включения медицинской помощи в социальную помощь пожилым людям на дому. По результатам работы выявлено, что большинство клиентов ГУ «КЦСОН г. Вологды», нуждаются в медицинской помощи.
При сравнительном анализе преимуществ социальных технологий: технологии специализированного отделения социально-медицинского обслуживания выше, чем у технологии социального обслуживания на дому, в связи с этим, можно сделать вывод, что следует развивать социально-медицинскую технологию, как более эффективную.
В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом:
1. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики.
2. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации комплексного социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.
3. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал. Свидетельство этому - проведенное нами анкетирование.
4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.
5. Финансирование центров социального обслуживания
, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета.
6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда работников центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.
7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося вологжанина. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.
Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования.
Список литературы
1. Альнеревич В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
2. Андрианова Р. Социально-педагогические условия активизации личности в период геронтогенеза: Дис. … канд. пед. наук. М., 2003
3. Бурльеф Ф. Старение и старость. М., 1992
4. Гордин В.Э. Чем старость обеспечить. М.: Мысль, 1988.
5. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.
6. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М., 1980.
7. Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988.
8. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М.: Деловая игра, 1993.
9. Елютина М.Е. Геронтологические направления в структуре человеческого бытия. Саратов, 1999.
10. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
11. Проблемы геронтологии в современной России (материалы научно-практической конференции)/Отв. ред. П.Д. Павленок, В.Н. Шабалин. М., 1999.
12. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С.383.
13. Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Материалы семинара. - Ярославль, 2003. - С.28-35
14. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. -М., 1984.
15. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе. М.: Институт социальной работы, 1996.