Первые упоминания о женском образовании в России относятся к далекому XI веку, ко времени правления киевского князя Всеволода Ярославича. Его дочь, Анна Всеволодовна, постриглась в монахини в только что созданном Андреевском женском монастыре, а затем образовала школу или училище для молодых девиц, первую в Европе, что немаловажно. Источник гласит, что «собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». Спустя примерно век похожее училище было организовано и в городе Суздале. Однако дальнейшего существенного развития образования не произошло — сказался длительный период татаро-монгольского Ига, затормозившего развитие российского государства. Новой, уже более серьезной (и довольно успешной) попыткой начала женского образования в России принято считать 1764 год, когда на троне была императрица Екатерина Великая. Выполнение этой миссии было поручено личному секретарю императрицы и видному деятелю российского Просвещения Ивану Ивановичу Бецкому. В своем докладе «Об общей реорганизации в России дела воспитания детей» он настаивал на необходимости создания закрытых учебных заведений, которые изолируют воспитанников от развращающего воздействия простых людей, а потом вовзратят в общество совершенно «новых людей». Обучение планировалось начинать в 5-6 лет и продолжать вплоть до наступления 18-летнего возраста для детей всех сословий (кроме крепостных крестьян). В рамках новых преобразований для образования девушек был создан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Он получил название «Воспитательное общество благородных девиц». Вместе с созданным здесь же мещанским училищем для девушек недворянского происхождения Смольный должен был «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». По уставу, обучение длилось 12 лет, всего существовало 4 возрастных группы. Девушки изучали русскую словесность, географию, арифметику, историю, иностранные языки, музыку, танцы, рисование, светские манеры и различные виды домоводства. Кроме Смольного, Екатерина поручила открыть учебные заведения во всех губернских городах для детей из аристократических семей.
С воцарением на российском престоле императора Павла I, дела Смольного института были переданы только что созданному Ведомству учреждений императрицы Марии. Супруга императора Мария Федоровна, таким образом, продолжила развивать женское образование в России, активно создавая хорошо известные нам по литературным произведениям «Институты благородных девиц» (другое название – «Закрытые женские курсы»). Всего в XIX веке было открыто порядка 30 таких институтов. А в 1858 году в Петербурге появилось первое в Российской империи женское среднее учебное заведение — Мариинское женское училище. В последующее годы подобные училища создавались во многих городах Империи, рассчитаны они были на девушек из небогатых семей всех сословий, не плативших налоги. Вторая половина XIX века примечательна ещё и тем, что многие женщины начали стремиться к получению высшего образования — все чаще на лекциях университетов стали появляться дамы. В крупнейших городах страны женщины, причем представительницы самых влиятельных семей, организовывали инициативные группы с целью открытия женских курсов для получения высшего образования. И своего им добиться удалось: были открыты Бестужевские курсы и Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге, курсы В. И. Герье в Москве и некоторые другие: в Казани, Киеве, в Томске. Как правило, срок обучения составлял 3-4 года, курсы были платными. После утверждения советской власти в стране, новая правящая партия весьма активно и радикально преобразовала образовательную систему, в том числе и женскую. Отныне и высшее, и среднее образование было доступно всем, независимо от материального положения (образование стало бесплатным), пола, возраста и т.д. Женщинам и мужчинам были предоставлены равные права. Стоит отметить, что в 1918 году было установлено совместное обучение мальчиков и девочек. В годы Великой Отечественной войны в Москве, Ленинграде и других крупных городах было введено раздельное обучение в средних школах, однако эксперимент был признан неудачным, и с тех пор классы снова стали общими.