ВУЗ: Воронежский государственный технический университет
Категория: Курсовая работа
Дисциплина: Строительство и Архитектура
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1597
Скачиваний: 23
По расчетным данным строим эпюру расчетной аэродинамической погонной нагрузки, эпюру расчетной массовой погонной нагрузки, эпюру расчетной суммарной погонной нагрузки (рис. 1).
Рис.1 Эпюры , и
Исходными данными для расчета крыла на прочность являются эпюры перерезывающих сил , изгибающих и крутящих моментов , построенные вдоль размаха крыла.
При построении эпюр крыло представляют как двухопорную балку с консолями, нагруженную распределенными и сосредоточенными силами. Опорами являются узлы крепления крыла к фюзеляжу.
Определяем реакции опор:
.
кг
Эпюры , нужно строить от суммарной нагрузки
.
Используя дифференциальные зависимости:
; ,
получаем выражения и для любого сечения крыла:
; .
Для каждого участка находим приращение перерезывающей силы:
.
Суммируя значения от свободного конца и учитывая значения сосредоточенных грузов и реакций фюзеляжа, получаем значение перерезывающей силы в произвольном - ом сечении крыла
.
Аналогично определяем значение изгибающего момента в любом сечении крыла:
, .
Приняв количество сечений i = 10, ∆z = 0,5 м.
С учётом стреловидности крыла перерезывающую силу и изгибающий момент определим по формулам:
; ,
где - угол стреловидности.
Результаты сведены в таблицу 2.
Таблица 2
0 |
6711,6 |
7068,6 |
0,5 |
32843 |
336360 |
318690 |
159340 |
755660 |
528960 |
0,1 |
7425,6 |
7604,1 |
0,5 |
35521 |
301020 |
282010 |
141000 |
596310 |
417420 |
0,2 |
7782,6 |
7925,4 |
0,5 |
37127 |
263000 |
243180 |
121590 |
455310 |
318720 |
0,3 |
8068,2 |
8139,6 |
0,5 |
38198 |
223370 |
204270 |
102130 |
333720 |
233600 |
0,4 |
8211 |
8103,9 |
0.5 |
40520 |
185170 |
164910 |
82455 |
231583 |
162110 |
0,5 |
7996,8 |
7711,2 |
0,5 |
38556 |
144650 |
125370 |
62686 |
149130 |
104390 |
0,6 |
7425,6 |
7265,1 |
0,5 |
36326 |
106090 |
87930 |
43966 |
86442 |
60510 |
0,7 |
6568,8 |
6140,4 |
0,25 |
15351 |
52676 |
45000 |
11250 |
27170 |
19019 |
0,8 |
5069,4 |
4533,9 |
0,25 |
11335 |
23840 |
18180 |
4547 |
8273 |
5791 |
0,9 |
3073,2 |
2185,8 |
0,25 |
5441 |
7048 |
4327 |
1082 |
1283 |
898 |
По полученным данным строим эпюру изгибающих моментов (рис.2).
Для построения эпюр крутящих моментов, истинный крутящий момент должен быть определён относительно центра изгиба (жёсткости). Примем координату положения линии центров изгиба (жёсткости):
хж = 0,38вСЕЧ.
Тогда а = 0,2bСЕЧ, а1 = 0,4bСЕЧ.
Погонный крутящий момент в любом сечении относительно линии центров изгиба, оси определяется следующим образом:
.
Полный крутящий момент будет равен:
.
При наличии стреловидности : .
Эпюра строится только до борта фюзеляжа. При определении также удобно пользоваться методом трапеций с применением таблицы 3:
Где ; .
Таблица 3
0,2 |
127910 |
51884 |
0,34 |
0,35 |
17642 |
27757 |
27998 |
0,5 |
13999 |
67752 |
47426 |
0,3 |
134470 |
53788 |
0,3 |
0,33 |
16136 |
28239 |
27531 |
0,5 |
13766 |
53753 |
37627 |
0,4 |
136890 |
54740 |
0,26 |
0,3 |
14232 |
26823 |
24341 |
0,5 |
12171 |
39987 |
27991 |
0,5 |
133280 |
53312 |
0,24 |
0,26 |
12795 |
21858 |
17356 |
0,5 |
8678 |
27816 |
19471 |
0,6 |
123670 |
49495 |
0,23 |
0,24 |
16828 |
12853 |
13872 |
0,5 |
6936 |
19138 |
13396 |
0,7 |
109480 |
43792 |
0,21 |
0,22 |
9196 |
14890 |
12853 |
0,5 |
6427 |
12202 |
8541 |
0,8 |
84490 |
33796 |
0,18 |
0,2 |
6083 |
10815 |
8478 |
0,5 |
4230 |
5775 |
4043 |
0,9 |
51170 |
20468 |
0,15 |
0,18 |
3070 |
6140 |
3071 |
0,5 |
1536 |
1536 |
1075 |
1 |
0 |
0 |
0,13 |
0,15 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
Рис. 2 Эпюры погонного крутящего момента m и крутящего момента .
На данном этапе подберём величины площади поперечных сечений силовых элементов крыла. Силовая схема крыла – двухлонжеронная, аэродинамический профиль сечения NASA2411 .
Определяем угол конусности крыла:
где -относительная толщина профиля.
Отсюда .
Перерезывающая сила в расчетном сечении равна:
где и -высота первого и второго лонжеронов,
- модуль упругости материалов поясов.
От перерезывающих сил в стенках лонжеронов действуют погонные касательные силы:
и ;
;
.
Погонные касательные силы в стенках лонжеронов от крутящего момента:
,
где -площадь контура межлонжеронной части сечения.
.
Суммарные касательные потоки в стенках лонжеронов от перерезывающих сил и крутящих моментов:
Толщины стенок лонжеронов и обшивки определяются по следующим формулам:
где - разрушающее касательное напряжение.
Получим
Берем шаг стрингеров 118 мм, получаем количество стрингеров
Определяем силы, действующие на верхней и нижней панелях крыла:
Где высота сечения,
- число стрингеров,
- ширина межлонжеронной части крыла.
Коэффициент 0,9 в величине учитывает ослабление обшивки отверстиями под заклепки.
Суммарная площадь растянутых и сжатых поясов лонжеронов:
- для сжатых поясов,
- для растянутых поясов,
где принимаем равным .
2 Проверочный расчёт крыла
2.1 Расчёт на изгиб методом редукционных коэффициентов В.Н. Беляева
Крыло изгибается моментом в плоскости . Это сечение отнесём к произвольной системе координат . Обозначим в произвольной системе координат через и координаты центра масс сечения, а через и - координаты центров масс поясов лонжеронов и стрингеров, которые совместно с присоединённой обшивкой воспринимают изгибающий момент. Задаемся редукционные коэффициенты первого приближения для всех элементов:
а) для поясов лонжеронов ;
б) сжатую обшивку присоединим к стрингерам в виде полос шириной ;
в) для сжатых стрингеров с присоединённой обшивкой берём редукционный коэффициент первого приближения , (т.к. материал стрингеров и лонжеронов одинаков, для стрингеров D16T, для лонжеронов D16T) считаем, что они не теряют устойчивость;
Вычисляем приведённые площади сечения первого приближения по формуле:
.
Находим главные центральные оси сечения:
а) в произвольных осях координат определяем координаты центров тяжести всех элементов редукционного сечения в первом приближении .
б) определяем центр масс редуцированного сечения в первом приближении:
.
в) вычисляем координаты центров тяжести элементов в новых главных осях, параллельных прежним, допуская, что угол поворота главных осей невелик
г) определяем характеристики сечения в новых главных осях:
.
д) рассчитываем напряжения первого приближения для всех элементов по формуле:
,
где - коэффициент, учитывающий несимметричность крыла.
Результаты расчета сведём в таблицу 4 (Приложение А).
2.2 Определение касательных напряжений от сдвига
Расчёт начинаем с выбора основной системы конструкции: сделаем разрезы по хорде от носка крыла, которые превращают сечения в открытый контур рисунок. 1.
Рисунок 1
В местах разрезов прикладываем замыкающие интенсивности и (погонные касательные усилия ), уравновешивающие поперечную силу , приложенную в центре жёсткости крыла. Поперечная сила, обусловливающая изгибающий момент, вызывает так же сдвиг и кручение сечения.
Расписываем погонные касательные усилия в панелях контура:
,
где - касательные потоки в открытом контуре;
- замыкающие погонные потоки ( принимает значения и ).
Погонная касательная сила в любой панели при сдвиге замкнутого контура равна погонной касательной силе в том же незамкнутом контуре, плюс замыкающие погонные силы ( ), причём каждая замыкающая сила добавляется только на тех панелях контура, которые являются элементом, замыкающим его.
Замыкающие погонные потоки определяются из системы канонических уравнений для произвольного многосвязного контура из контуров, в данном случае – для двухсвязного контура:
где .
Здесь - длина панели; - модуль упругости рода; - толщина панели;
- погонная сила в панели, возникающая в незамкнутом контуре.
Для двухсвязного контура канонические уравнения имеют вид:
,
.
Здесь - перерезывающая сила в сечении; - статический момент относительно оси всех площадей редуцированного сечения рассматриваемой части конструкции; - момент инерции приведённого сечения относительно главной центральной оси,
где (суммирование ведётся по контуру , замыкаемому потоком ).
(суммирование ведётся по контуру , замыкаемому потоком ).
Решаем систему канонических уравнений, зная все коэффициенты.
Зная замыкающие погонные касательные усилия, определяем касательные напряжения в консолях и запас прочности:
,
.
Все расчеты сведем в таблицу 5 (Приложение Б).
Таким образом, касательные напряжения не превышают разрушающих ни в одной панели, конструкция способна выдерживать заданную нагрузку и хорошо работает на сдвиг.
2.3 Определение касательных напряжений от кручения
Кручение конструкции, в результате которого в её нормальном сечении возникают только касательные напряжения, называется свободным. Такое напряжённо-деформированное состояние конструкция испытывает вдали от заделки крыла, от его крепления к фюзеляжу.
Распишем погонные касательные потоки по панелям сечения (по аналогии с расчётом на сдвиг), только здесь в потоках будет отсутствовать поток в открытом контуре .
Для определения неизвестных погонных замыкающих потоков составляем канонические уравнения:
,
.
Коэффициенты соответственно равны коэффициентам канонических уравнений для сдвига.
Третьим уравнением для определения трёх неизвестных , и будет уравнение равновесия:
.
В правую часть уравнения равновесия входит координата центра жёсткости сечения .
Координата центра жёсткости сечения определится выражением:
.
Решение уравнения даёт погонные замыкающие касательные потоки , . Зная их, определяем погонные касательные усилия в панелях контуров, а далее определяем касательные напряжения:
.
Расчёт сводится в таблицу 6.
Таблица 6
Номер |
|||||||
|
|
||||||
2 |
-130 |
1385 |
1255 |
0,08 |
15687 |
21750 |
1,39 |
3 |
291 |
1385 |
1675 |
0,08 |
20937 |
21750 |
1,04 |
4 |
-1167 |
1385 |
225 |
0,08 |
1875 |
21750 |
11,6 |
5 |
198 |
1385 |
1583 |
0,12 |
13192 |
21750 |
1,65 |
6 |
191 |
1385 |
1576 |
0,12 |
13133 |
21750 |
1,65 |
7 |
184 |
1385 |
1569 |
0,12 |
13075 |
21750 |
1,66 |
8 |
176,5 |
1385 |
1561 |
0,12 |
13008 |
21750 |
1,67 |
9 |
19 |
1385 |
1404 |
0,12 |
11700 |
21750 |
1,86 |
10 |
293 |
1385 |
1678 |
0,12 |
13983 |
21750 |
1,55 |
11 |
-49 |
1385 |
1336 |
0,12 |
11133 |
21750 |
1,95 |
12 |
-188 |
1385 |
1197 |
0,12 |
9975 |
21750 |
2,18 |
13 |
-22 |
1385 |
1363 |
0,12 |
11358 |
21750 |
1,19 |
14 |
-206 |
1385 |
1179 |
0,12 |
9825 |
21750 |
2,2 |
15 |
-223 |
1385 |
1162 |
0,12 |
9683 |
21750 |
2,25 |
16 |
-239 |
1385 |
1149 |
0,12 |
9575 |
21750 |
2,27 |
17 |
-231 |
1385 |
1154 |
0,12 |
9617 |
21750 |
2,26 |
18 |
-302 |
1385 |
1083 |
0,12 |
9025 |
21750 |
2,4 |
19 |
-214 |
1385 |
1171 |
0,08 |
9758 |
21750 |
2,23 |
20 |
-198 |
1385 |
1187 |
0,08 |
9892 |
21750 |
2,2 |
Вычисляем величины касательных критических напряжений и запас прочности :
,
где - коэффициент, учитывающий опирание панели ( для свободно опёртых краёв и для защемлённых краёв).
- расстояние между стрингерами в ,
- радиус кривизны панели в ,
- модуль упругости рода в
Заключение
В ходе выполнения работы был произведен расчет классического тонкостенного крыла на изгиб, сдвиг и кручение. Произвели проектировочный расчет для подбора величины площади поперечных сечений силовых элементов. Все вычисления были проведены по самолету Cу-26.
Расчёт конструкции на прочность состоит в определении напряжений, возникающих от нагружения, и сравнения их с разрушающими.
Анализируя результаты вычислений, сведённые в таблице 5, можно сделать вывод, что касательные напряжения не превышают разрушающих ни в одной панели: диапазон запаса прочности от 60 до 100%. Конструкция способна выдерживать заданную нагрузку и хорошо работает на кручение, конструкция в основном спроектирована хорошо.
Список литературы
1 Прочность конструкции. Расчёт крыла А.П. Будник, В.А. Саликов, В.И. Пентюхов, В.И. Максименков. Учеб пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000, 70 с.
2 Бадягин А.А. Проектирование самолётов. М., 1986.
3 Стригунов В.М. Расчёт самолёта на прочность. М.: Машиностроение, 1984.
4 Строительная механика летательных аппаратов. Под ред. И.Ф. Образцова. М.: Машиностроение, 1986.
5 Астахов М.Ф., Каравлев А.В. Справочная книга по расчету самолета на прочность: справоч. Пособие. – М.: Оборонгиз, 1954. – 702 с.
Приложение А
Σ |
|
|
|
|
|
|
-640 |
-2804 |
|
|
|
|
4793 |
|
|
|||||
18 |
стр. |
1 |
0,8 |
0,9 |
18 |
-33,5 |
-54,3 |
29,2 |
93,16 |
-20,3 |
-75,2 |
-12,2 |
242,7 |
-2399 |
2400 |
|||||
17 |
стр. |
1 |
0,8 |
0,9 |
41 |
-34,5 |
-55,9 |
66,4 |
93,16 |
-20,3 |
-52,2 |
-13,2 |
284 |
-2595 |
3200 |
|||||
16 |
лонж. |
2,56 |
0,5 |
1 |
58 |
-35 |
-91 |
150,8 |
93,16 |
-20,3 |
-35,2 |
-13,7 |
490,8 |
-2992 |
3200 |
|||||
15 |
стр. |
1 |
0,8 |
0,9 |
75,8 |
-35,5 |
-57,5 |
122,8 |
93,16 |
-20,3 |
-17,4 |
-14,2 |
328,5 |
-2791 |
3200 |
|||||
14 |
стр. |
1 |
0,8 |
0,9 |
99 |
-36 |
-58,3 |
160,4 |
93,16 |
-20,3 |
5,84 |
-14,7 |
352 |
-2889 |
3200 |
|||||
13 |
стр. |
1 |
0,8 |
0,9 |
123 |
-35 |
-56,7 |
199,3 |
93,16 |
-20,3 |
29,8 |
-13,7 |
305,8 |
-2693 |
3200 |
|||||
12 |
стр. |
1 |
0,8 |
0,9 |
146,7 |
-34 |
-55 |
237,6 |
93,16 |
-20,3 |
53,5 |
-12,7 |
263 |
-2497 |
3200 |
|||||
11 |
стр. |
0,5 |
0,4 |
0,9 |
163,2 |
-33,5 |
-6 |
29,4 |
93,16 |
-20,3 |
70 |
-12,2 |
27 |
-2399 |
2400 |
|||||
10 |
лонж. |
2,4 |
0,4 |
1 |
176,5 |
-33 |
-52,8 |
282,4 |
93,16 |
-20,3 |
83,3 |
-11,7 |
220,5 |
-2557 |
3200 |
|||||
9 |
лонж. |
2,64 |
0,3 |
1 |
176,5 |
-11,3 |
-33,2 |
527,7 |
93,16 |
-20,3 |
83,3 |
9,96 |
291,7 |
2169 |
2400 |
|||||
8 |
стр. |
0,5 |
0,3 |
0,9 |
163,2 |
-9,5 |
-1,52 |
26,1 |
93,16 |
-20,3 |
70 |
11,8 |
22,1 |
2305 |
2400 |
|||||
7 |
стр. |
1 |
0,6 |
0,9 |
146,7 |
-9 |
-13 |
211 |
93,16 |
-20,3 |
53,5 |
12,3 |
216,4 |
2403 |
2400 |
|||||
6 |
стр. |
1 |
0,6 |
0,9 |
123 |
-8,5 |
-12,2 |
177 |
93,16 |
-20,3 |
29,8 |
12,8 |
234,5 |
2501 |
3200 |
|||||
5 |
стр. |
1 |
0,6 |
0,9 |
99 |
-8 |
-11,5 |
142,6 |
93,16 |
-20,3 |
5,84 |
13,3 |
253,2 |
2599 |
3200 |
|||||
4 |
стр. |
1 |
0,6 |
0,9 |
75,8 |
-7,5 |
-10,8 |
109 |
93,16 |
-20,3 |
-17,4 |
13,8 |
272,6 |
2697 |
3200 |
|||||
3 |
лонж. |
3,84 |
0,3 |
1 |
58 |
-8 |
-34 |
247 |
93,16 |
-20,3 |
-35,2 |
13,3 |
749 |
2888 |
3200 |
|||||
2 |
стр. |
1 |
0,6 |
0,9 |
41 |
-1- |
-14,4 |
59 |
93,16 |
-20,3 |
-52,2 |
11,3 |
182,6 |
2207 |
2400 |
|||||
1 |
стр. |
1 |
0,6 |
0,9 |
18 |
-15 |
-21,6 |
25,9 |
93,16 |
-20,3 |
-75,2 |
6,26 |
56,4 |
1227 |
2400 |
|||||
|
|
Fi |
Fi0 |
Fпр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Наименование |
Площадь элементов, см2 |
Площадь присоединенной обшивки, см2 |
Приведенная площадь, см2 |
Координаты центра тяж. эл-ов в произв. осях, см |
Приведенные статические Моменты, см3 |
Координаты центра т. редуцированного сечения, см |
Координаты ц.т. эл-ов в новых осях, см |
Осевой момент сечения, см4 |
Напряжения от норм. изгибаа |
Разрушающие напряжения |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |