Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мысль совершила принципиальный скачок, имеющий большое мировоззренческое и методологическое значение. "Быть может, - писал Чижевский в 1938 г., - и эрруптивная деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины - великой электромагнитной жизни Вселенной? Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна будет решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы?". Им впервые была установлена связь динамики стохастических (стихийных) процессов в биосфере с динамичным воздействием космических факторов, в первую очередь - солнечной активности. Развитие вызванных этим открытием научных идей и многочисленные экспериментальные исследования медиков и биологов разных направлений привели к формированию специальной дисциплины - гелиобиологии6.
Чижевский доказал также, что механизм выявленной им связи сложен и неоднозначен ввиду вмешательства дополнительных, сугубо земных факторов. Существует определенное взаимодействие различных областей географической оболочки между собой, которое накладывает свой отпечаток на биосферные проявления статистически фиксируемых связей Земли с космосом. Так, колебания урожайности, произрастания семян, роста древесины, улова рыбы и т. д., хотя и связаны с периодами солнечной активности, для различных местностей обнаруживают отклонения от максимумов и минимумов этой активности. Такого же рода особенности ученый обнаружил и в распределении эпидемий в пространстве и во времени7.
Чижевский как бы завершил начатую еще создателем гелиоцентрической картины мироздания Н. Коперником ломку геоцентризма в науке. Он "взорвал" геоцентризм в его последнем прибежище - науке о жизни, - и это открыло космическую перспективу дальнейшего развития биологии и медицины. В его трудах термин "космический" служил адекватному обозначению сути качественного скачка в познании и практике человечества.
Космическая экология была главной "осью", вокруг которой преимущественно вращались научные помыслы Чижевского. Однако ученый установил, что и массовые, стихийно протекающие социальные (в том числе исторически значимые) процессы на Земле связаны с солнечной активностью. Он не игнорировал и не умалял при этом роли экономических и политических факторов, предвидя возможные нападки, отмечал, что в обществоведении и без него на детальное уяснение законов экономики и политики было обращено самое серьезное внимание, его же целью было вскрыть роль некоторых естественных факторов в социальных движениях человеческих коллективов, прояснить вопрос о
влиянии такого мощного космического фактора, как периодическая пятнообразовательная деятельность солнца, на поведение организованных масс и на течение всемирно-исторического процесса. Причем свои работы автор рассматривал лишь как постановку нового вопроса: "Мы отнюдь не претендуем на безусловную достоверность и тем менее на категоричность наших соображений и высказываний по данному предмету. Они должны только показать, что объективное изучение связи между одними и другими явлениями природы, которые до сих пор считались независимыми друг от друга, может пролить свет на самые разнообразные случаи психологической и общественной жизни человека".
Чижевским было разработано учение, названное им гелиотараксией (от греческих слов "гелиос" - Солнце и "тараксио" - возмущаю). Суть его состоит в установлении постоянного влияния меняющейся гелиогеофизической обстановки на людей. Чижевский изучил структуру развития такого влияния во времени - от возникновения до завершения, спада - и установил, что солнечные возмущения как бы управляют энергетизмом человека и человеческих масс - Солнце не заставляет их делать что-либо конкретное (не оно вызывает бунты, революции и войны, как это пытались изобразить вульгаризаторы и недоброжелатели Чижевского), а обусловливает прилив или отлив спонтанной энергии в них, либо побуждая к какому-либо социальному действию (содержание его зависит от конкретно-исторических обстоятельств), либо способствуя спаду общей активности. Эта динамика связана с подсознательными и эмотивными нервно-психическими реакциями. Она особенно отчетливо наблюдается в поведении лиц с нервными и психическими отклонениями от нормы, а также у индивидов, находящихся в пограничном состоянии. Эта концепция Чижевского имеет значение для организации социально-психологического мониторинга в интересах прогнозирования поведения масс.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что если Коперник преобразил картину мира, сделав Землю рядовым небесным телом, то Чижевский ввел социум в космос, связав историю человечества с историей Вселенной.
Конечные выводы А.Л.Чижевского зависят от принятых им устаревших предпосылок (пандетерминизм) лишь по своей форме, но не по содержанию. Они могут быть включены в современную постнеклассическую науку. Причинно-следственная связь спонтанных нестационарных процессов на Солнце с жизнедеятельностью биосферы и социосферы может быть понята в контексте вероятностного способа описания и объяснения.
Концепция Чижевского выступает необходимым фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Она имеет первостепенное значение для разработки проблем «Большой истории», непосредственно включая социально-исторические события в рамки процессов космической самоорганизации. Спонтанные проявления вспышечной активности Солнца играют роль спусковых механизмов, периодически вызывающих нелинейные по своей природе земные последствия.
Выявленные А.Л.Чижевским механизмы воздействия солнечной активности на социально-исторический процесс по своей сути совпадают с теми, которые сформулированы Г.-К.Юнгом в его аналитической психологии. Чижевский обнаружил влияние солнечной активности на сферу коллективного бессознательного и через нее - на человеческую историю.
Это влияние носит вероятностный, стохастический характер. Так, не во всех странах одновременно происходят эпидемии, войны, революции, но вспышки на Солнце нелинейным образом усиливают влияние земных факторов.
Отсюда следует, что концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации.
Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего, — в том числе концепция А.Л.Чижевского, — поможет человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.
1 Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом... Калуга, 1996.
2 Артамонова, Т. А. Краткий курс философии и философии науки : учебное пособие / Т. А. Артамонова, С. М. Журавлева, А. В. Иванов. — Издание второе, дополненное. — Барнаул : АГАУ, 2019. — 187 с.
3 Коротков, Н. В. Философия : учебно-методическое пособие / Н. В. Коротков. — Киров : Кировский ГМУ, 2021. — 102 с.
4 Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Архив РАН. Ф. 1703. Оп. 1.
5 Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.
6 Лесовская, М. И. Концепции современного естествознания: рабочая тетрадь : учебное пособие / М. И. Лесовская, С. С. Юферев. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 68 с.
7 Ондар, Н. Д. Отечественная философия: единство в многообразии : учебно-методическое пособие / Н. Д. Ондар, А. А. Данчай-оол. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 59 с.
Чижевский доказал также, что механизм выявленной им связи сложен и неоднозначен ввиду вмешательства дополнительных, сугубо земных факторов. Существует определенное взаимодействие различных областей географической оболочки между собой, которое накладывает свой отпечаток на биосферные проявления статистически фиксируемых связей Земли с космосом. Так, колебания урожайности, произрастания семян, роста древесины, улова рыбы и т. д., хотя и связаны с периодами солнечной активности, для различных местностей обнаруживают отклонения от максимумов и минимумов этой активности. Такого же рода особенности ученый обнаружил и в распределении эпидемий в пространстве и во времени7.
Чижевский как бы завершил начатую еще создателем гелиоцентрической картины мироздания Н. Коперником ломку геоцентризма в науке. Он "взорвал" геоцентризм в его последнем прибежище - науке о жизни, - и это открыло космическую перспективу дальнейшего развития биологии и медицины. В его трудах термин "космический" служил адекватному обозначению сути качественного скачка в познании и практике человечества.
Космическая экология была главной "осью", вокруг которой преимущественно вращались научные помыслы Чижевского. Однако ученый установил, что и массовые, стихийно протекающие социальные (в том числе исторически значимые) процессы на Земле связаны с солнечной активностью. Он не игнорировал и не умалял при этом роли экономических и политических факторов, предвидя возможные нападки, отмечал, что в обществоведении и без него на детальное уяснение законов экономики и политики было обращено самое серьезное внимание, его же целью было вскрыть роль некоторых естественных факторов в социальных движениях человеческих коллективов, прояснить вопрос о
влиянии такого мощного космического фактора, как периодическая пятнообразовательная деятельность солнца, на поведение организованных масс и на течение всемирно-исторического процесса. Причем свои работы автор рассматривал лишь как постановку нового вопроса: "Мы отнюдь не претендуем на безусловную достоверность и тем менее на категоричность наших соображений и высказываний по данному предмету. Они должны только показать, что объективное изучение связи между одними и другими явлениями природы, которые до сих пор считались независимыми друг от друга, может пролить свет на самые разнообразные случаи психологической и общественной жизни человека".
Чижевским было разработано учение, названное им гелиотараксией (от греческих слов "гелиос" - Солнце и "тараксио" - возмущаю). Суть его состоит в установлении постоянного влияния меняющейся гелиогеофизической обстановки на людей. Чижевский изучил структуру развития такого влияния во времени - от возникновения до завершения, спада - и установил, что солнечные возмущения как бы управляют энергетизмом человека и человеческих масс - Солнце не заставляет их делать что-либо конкретное (не оно вызывает бунты, революции и войны, как это пытались изобразить вульгаризаторы и недоброжелатели Чижевского), а обусловливает прилив или отлив спонтанной энергии в них, либо побуждая к какому-либо социальному действию (содержание его зависит от конкретно-исторических обстоятельств), либо способствуя спаду общей активности. Эта динамика связана с подсознательными и эмотивными нервно-психическими реакциями. Она особенно отчетливо наблюдается в поведении лиц с нервными и психическими отклонениями от нормы, а также у индивидов, находящихся в пограничном состоянии. Эта концепция Чижевского имеет значение для организации социально-психологического мониторинга в интересах прогнозирования поведения масс.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что если Коперник преобразил картину мира, сделав Землю рядовым небесным телом, то Чижевский ввел социум в космос, связав историю человечества с историей Вселенной.
Заключение
Конечные выводы А.Л.Чижевского зависят от принятых им устаревших предпосылок (пандетерминизм) лишь по своей форме, но не по содержанию. Они могут быть включены в современную постнеклассическую науку. Причинно-следственная связь спонтанных нестационарных процессов на Солнце с жизнедеятельностью биосферы и социосферы может быть понята в контексте вероятностного способа описания и объяснения.
Концепция Чижевского выступает необходимым фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Она имеет первостепенное значение для разработки проблем «Большой истории», непосредственно включая социально-исторические события в рамки процессов космической самоорганизации. Спонтанные проявления вспышечной активности Солнца играют роль спусковых механизмов, периодически вызывающих нелинейные по своей природе земные последствия.
Выявленные А.Л.Чижевским механизмы воздействия солнечной активности на социально-исторический процесс по своей сути совпадают с теми, которые сформулированы Г.-К.Юнгом в его аналитической психологии. Чижевский обнаружил влияние солнечной активности на сферу коллективного бессознательного и через нее - на человеческую историю.
Это влияние носит вероятностный, стохастический характер. Так, не во всех странах одновременно происходят эпидемии, войны, революции, но вспышки на Солнце нелинейным образом усиливают влияние земных факторов.
Отсюда следует, что концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации.
Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего, — в том числе концепция А.Л.Чижевского, — поможет человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.
Список используемой литературы
-
Артамонова, Т. А. Краткий курс философии и философии науки : учебное пособие / Т. А. Артамонова, С. М. Журавлева, А. В. Иванов. — Издание второе, дополненное. — Барнаул : АГАУ, 2019. — 187 с. -
Коротков, Н. В. Философия : учебно-методическое пособие / Н. В. Коротков. — Киров : Кировский ГМУ, 2021. — 102 с. -
Лесовская, М. И. Концепции современного естествознания: рабочая тетрадь : учебное пособие / М. И. Лесовская, С. С. Юферев. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 68 с. -
Ондар, Н. Д. Отечественная философия: единство в многообразии : учебно-методическое пособие / Н. Д. Ондар, А. А. Данчай-оол. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 59 с. -
Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом... Калуга, 1996. -
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995. -
Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Архив РАН. Ф. 1703. Оп. 1.
1 Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом... Калуга, 1996.
2 Артамонова, Т. А. Краткий курс философии и философии науки : учебное пособие / Т. А. Артамонова, С. М. Журавлева, А. В. Иванов. — Издание второе, дополненное. — Барнаул : АГАУ, 2019. — 187 с.
3 Коротков, Н. В. Философия : учебно-методическое пособие / Н. В. Коротков. — Киров : Кировский ГМУ, 2021. — 102 с.
4 Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Архив РАН. Ф. 1703. Оп. 1.
5 Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.
6 Лесовская, М. И. Концепции современного естествознания: рабочая тетрадь : учебное пособие / М. И. Лесовская, С. С. Юферев. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 68 с.
7 Ондар, Н. Д. Отечественная философия: единство в многообразии : учебно-методическое пособие / Н. Д. Ондар, А. А. Данчай-оол. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 59 с.