Файл: Урок как основа эффективного и качественного образования.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Современный урок как основа эффективного и качественного образования
Традиционный урок: плюсы и минусы
Урок изучения нового материала
Источники воспитательного воздействия на уроке
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы
Интерактивные методы обучения…
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Методические приёмы интерактивного обучения:
Современный урок как основа эффективного и качественного образования
«Урок – это зеркало
общей и педагогической
культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков …
Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время обучения…
Урок занимает приблизительно 98% учебного времени…
А урок остаётся !!!
Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего.
Традиционный урок: плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. | Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. |
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. | Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; Жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). |
Плюсы | Минусы |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». |
На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. | Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. |
Плюсы | Минусы |
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. | При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. |
Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.
Современный урок
фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
Признаки современного урока
1. Главная цель урока - развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания.
2. Личностно ориентированный подход.
3. Компетентностный подход.
4. Динамичная и вариативная организация урока.
5. Использование современных педагогических технологий.
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний
Урок комплексного применения знаний
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
ТИПЫ УРОКОВ
ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
Основные компоненты современного урока
Организационный
Целевой
Мотивационный
Коммуникативный
Содержательный
Технологический
Контрольно-оценочный
Аналитический
Источники воспитательного воздействия на уроке
Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение , мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла);
Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония;
Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;
Через личность самого учителя (в наибольшей степени).
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы
- ребёнок научился учиться;
- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Идея сотрудничества исходит
от древних мудрецов;
проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.
Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.
В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться».
Интерактивные методы обучения…
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Методические приёмы интерактивного обучения:
игры пары и группы
«мозговая атака»
«общая дискуссия»
проекты
семинары
«общий галдёж»
словесные ассоциации воспроизведение информации
«НЕСТАНДАРТНЫЕ» уроки
Урок- творческий отчет, урок-аукцион, урок-ток-шоу, урок-капитал-шоу «Поле чудес», урок-викторина, урок-КВН, урок-выставка, урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-экскурсия, урок-путешествие в прошлое (или будущее), урок-эстафета, урок-соревнование и т.д.
Правила управления успехом на уроке
1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.
3. Благоприятный психологический климат на уроке.
4. Способность учителя удивлять.
5. Любовь к детям.
6. Индивидуальный подход.
7. Умение учителя продумывать домашние задания.
8. Комментирование отметки.
9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.