Файл: Баланс и отчетность (Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности

Перед составлением годового отчетного баланса осуществляют следующие процедуры:

- проводят инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов и ее результаты отражают на счетах Главной книги и аналитических счетах;

- осуществляют уточнение оценки всех видов имущественных статей баланса;

- создают оценочные резервы (заключительными записями декабря);

- проверяют правильность распределения доходов, расходов, прибыли и убытков между смежными отчетными периодами;

- осуществляют закрытие счетов бухгалтерского учета, в том числе счета 99 «Прибыли и убытки» (заключительной записью декабря);

- вносят уточнения в Главную книгу или отражают эти уточнения в пояснениях к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);

- составляют приложение к годовому бухгалтерскому балансу и пояснения к отчетному бухгалтерскому балансу. [459]

- При составлении бухгалтерской отчетности организации должны

- обеспечить:

- полноту отражения всех хозяйственных операций за отчетный

- период;

- тождество данных аналитического учета данным синтетического

- учета за отчетный период;

- правильное и полное отражение в учете и отчетности

- результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.

Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации) и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов: Дебет счета 10 (41, 50 и другие) Кредит субсчета 91-1.

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на затраты производства: Дебет счета 20 (44 и другие) Кредит счета 94.


Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:

- отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров: Дебет счета 94 Кредит счета 01 (10, 41 и другие);

- недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица: Дебет субсчета 73-2 Кредит счета 94;

- отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица: Дебет субсчета 73-2 Кредит субсчета 98-4;

- удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба: Дебет счета 70 (50) Кредит субсчета 73-2;

- соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов: Дебет субсчета 98-4 Кредит субсчета 91-1

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, то есть учитываются в составе прочих расходов: Дебет субсчета 91-2 Кредит счета 94.

Проверка записей на счетах бухгалтерского учета

Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности и исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности организации за отчетный год, главному бухгалтеру необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявленным к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

- отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежащем оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей);

- отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;

- совпадение данных синтетического и аналитического учета;

- отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов;

- выбранная организацией система регистров бухгалтерского учета позволяет получить все аналитические данные, требующиеся для расчета показателей, установленных формами отчетности.

В течение месяца на основании первичных документов в учетных регистрах формируется вся информация об объектах бухгалтерского учета. Итоговые данные учетных регистров используются для составления записей по счетам Главной книги (Приложение 1). В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам (60, 62, 68, 71, 75, 76) надо исчислять развернутое сальдо.


Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе - дебетового, в пассиве - кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25, 26, 28, 40, 94 ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует. Счета 90, 91, 99 закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги ООО «Эталон-Сервис» (Обороты по дебету и кредиту, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедить в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Обычно проверку записей по счетам Главной книги организации проводят по следующим направлениям:

- сличают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

- сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогом и документов, послуживших основанием для записей;

- сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции.

Заключение счетов - это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.

Далее обороты из журналов - ордеров записывают в Главную книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому счёту. При этом Главную книгу по расчётным счетам переносят отдельно сумму дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумму кредитных остатков. Таким образом, до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов и исчисления фактической себестоимости продукции проверяют полноту и правильность записей по всем счетам и составляют оборотно - сальдовую ведомость. По составленной оборотно - сальдовой ведомостью выверяют оборот и остатки по аналитическим счетам. Составление такой ведомости позволяет не только проверить учетные данные по балансовым счетам и устранить ошибки, если они были допущены в течение года, но и получить информацию исчисления налога на имущество.

В течении отчетного месяца на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовление конкретных видов продукции, осуществлением работ, оказание услуг (расход материалов, заработная плата производственных рабочих и др.). Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течении отчетного месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». ООО "Эталон-Сервис" счета 23 и 25 не использует.


На дебете счета 25 «Общепроизводственные расходы» отражаются затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и другие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 общепроизводственные расходы в конце месяца полностью списываются на счет 20 «Основное производство» и 23 !Вспомогательное производство», остатка по этому счету не бывает.

На дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются затраты на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, амортизация, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течении месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» или 90 «Продажи». На этом счете в конце месяца остатка не должно быть.

При наличии производственного брака на счете 28 «Брак в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так: (себестоимость окончательного брака + затраты на исправление брака) - (удержания с виновника брака + стоимость возвратных отходов по цене возможного использования). Окончательные потери от брака, определенные по счету 28 «Брак в производстве», списываются с кредита данного счета в дебет счета 20 (23). На этом счете остатка на конец месяца также не бывает.

Расходы вспомогательного производства по выполнению работ, оказанию услуг для основного производства списываются с кредита счета 23 «Вспомогательное производство» в дебет счета 20 «Основное производство» (25 и другие). Конечный остаток по дебету счета 23 «Вспомогательное производство» показывает стоимость незавершенного производства. В конце месяца по данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции. Она определяется так: незавершенное производство на начало месяца + затраты за месяц - незавершенное производство на конец месяца - стоимость возвратных отходов - себестоимость окончательного брака.

В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета готовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 «Основное производств» или в дебет счета 40 «Выпуск продукции» (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости) или в дебет счета 43 «Готовая продукция» (при учете продукции по фактической себестоимости). Счета 40, 43 также не применяются в данной организации.


На счете 99 «Прибыли и убытки» бухгалтер в течение года списывает финансовый результат от обычных видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов и расходов. Кроме того, на нем учитывают чрезвычайные доходы и расходы. Здесь же отражают задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль, штрафы за налоговые правонарушения и постоянные налоговые обязательства (активы).

Чтобы узнать, как организация работала в отчетном году, бухгалтер должен сопоставить годовые дебетовые и кредитовые обороты по счету 99 (чистая прибыль (убыток) за отчетный период = прибыль (убыток) от продаж + (-) сальдо прочих доходов и расходов - условный расход по налогу на прибыль - постоянные налоговые обязательства + постоянные налоговые активы). Если предприятие по итогам года получила прибыль (по состоянию на 31 декабря на счете 99 кредитовое сальдо), в учете делается проводка:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - отражена чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года.

А если фирма по результатам работы за год получит убыток, делается проводка:

Дебет Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - отражен убыток отчетного года.

Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге. В результате закрытия счетов в заключительном балансе отражают остатки на счетах: инвентарных, фондовых, расчётных и операционных, учитывающих незавершенные процессы будущих лет.

И т.к. формирование отчетности происходит в ограниченное время, необходимо знать, что только соблюдении технологии позволяет с минимальными затратами получить быстро с высоким качеством необходимые показатели.

2.2 Техника составления и способы оценки статей баланса

Одним из важнейших элементов методологии бухгалтерского учета является правила оценки имущества, капиталов и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности.

При отражении имущества в балансе оно может оцениваться:

- по первоначальной стоимости объекта, в том числе по фактической себестоимости, по рыночной стоимости, по стоимости, обусловленной соглашением сторон;

- по остаточной стоимости, которая определяется путем вычитания из учетной (первоначальной) стоимости имущества начисленной амортизации;