Файл: «Понятие правового отношения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под неправомерными действиями понимают юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм и могут быть основанием для привлечения соответствующих лиц к ответственности.

При этом целесообразно обратить внимание на то, что нарушение правовых норм может повлечь за собой ответственность, предусмотренную различными отраслями права (уголовным, административным, гражданским). Например, согласно ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ. Нарушение гражданами России требований этой конституционно-правовой нормы влечет за собой административную или уголовную ответственность.

В связи с тремя этапами в динамике конкретного правоотношения, юридические факты делятся на правопорождающие, правоизменяющие и правопрекращающие, то есть факты, с которыми норма права связывает соответственно возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Разделение юридических фактов на три указанные виды является условным, поскольку один и тот же факт может выступать правопрекращающим для одних правоотношений и правопорождающие для других [5, с. 268].

Таким образом, анализируя вопрос о разграничении между собой правоизменяющие и правопрекращающие юридических фактов в праве, можно выделять так называемый смешанный вид юридических фактов, который сочетает в себе признаки правоизменяющие и правопрекращающие юридических фактов. Также целесообразно в праве по юридическим последствиям выделять правовосстановительные юридические факты, т.е. юридические факты, являющиеся основанием возобновления правоотношений, существовавших ранее.

Нередко для возникновения (изменения или прекращения) правоотношения требуется не один юридический факт, а сочетание нескольких таких фактов, которые могут относиться к различным классификационным группам. Такое сочетание называется юридическим составом [9, с. 152]. Так, для получения права на пенсию по старости требуется: достижение определенного возраста (событие), наличие установленного стажа трудовой деятельности (состояние) и решение управомоченного государственного органа (юридический акт). Для того чтобы лицо было зарегистрировано в качестве кандидата в депутаты необходимы, в частности: выдвижение его кандидатуры в установленном законом порядке; наличие подтверждающего это и соответствующим образом оформленного документа; наличие установленного количества подписей граждан в поддержку выдвижения, письменное согласие этого лица, решение управомоченной избирательной комиссии.


В общей теории права также обращалось внимание на целесообразность различения реальных юридических фактов и воображаемых юридических фактов (то есть правовых презумпций). При этом правовые презумпции определяются как предположение о наличии или отсутствии определенных обстоятельств (юридических фактов), которые могут вызвать возникновение, изменение или прекращение правоотношений (например, презумпция добросовестности владения имуществом лицом, у которого это имущество находится, презумпция невиновности и т.д.) [18, с. 283].

Вместе с тем стоит отметить, что правовые презумпции наряду с юридическими фикциями (которые толкуются как обстоятельства, которые не существуют, но с помощью установленной законом процедуры могут быть признаны существующими, - например, объявление лица умершим) некоторыми авторами рассматриваются как особая, специфическая категория, так называемые «квазифакты». При этом квазифакты характеризуются как такие, которые в отличие от реальных явлений действительности, представляют собой те жизненные ситуации, которые могут иметь место в будущем, но могут и не наступить, то есть имеют вероятностный характер [8, с. 385].

Первая из приведенных позиций кажется более точной, поскольку введение категории «квазифакты» само по себе мало что дает. Ведь при наличии указания закона и соблюдения необходимой процедуры обстоятельства, допускаются, приобретают значение «полноценных юридических фактов», которые вызывают возникновение, трансформации или прекращения соответствующих правоотношений.

Вместе с тем стоит отметить, что перечень воображаемых фактов (точнее их называть «юридические факты, которые допускаются») не следует ограничивать только правовыми презумпциями. К таким фактам должны быть отнесены также упомянутые выше юридические фикции, и такие правовые феномены, как аналогия закона и аналогия права, которые также основаны на предположениях о наличии или возможности определенных обстоятельств, установлении сходства норм права и т.д., а затем вызывают возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений. Таким образом, классификация юридических фактов имеет важное значение, поскольку именно она дает возможность понять все разнообразие такого правового феномена, как юридический факт. Недаром классификации были любимым методологическим приемом еще в древнеримских правоведов и сохраняют свою популярность до настоящего времени.


1.3 Виды правовых отношений

Классификация правовых отношений осуществляется по разным критериям.

По функциональному назначению правоотношения делятся на общерегулятивные, регулятивные и охранные [12, с. 216].

Общерегулятивные правоотношения возникают непосредственно из закона. Они возникают на основе юридических норм, гипотезы, которые не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без любых условий (например, нормы конституционного права). Регулятивные нормы, которые содержат в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатоводинаковые правосубъектные возможности, которые гарантируются государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности является правом особенного рода, элемент общерегулятивных правоотношений.

Регулятивные правоотношения возникают на основе правомерного поведения субъекта, то есть такого, который соответствует нормам права (большинство гражданских, трудовых, семейных и других отношений). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранные правоотношения возникают из факта неправомерного поведения субъекта как реакция государства на такое поведение, то есть возобновление нарушенного права (криминальные, административные правоотношения).

В юридической литературе также существует деление правоотношений на абсолютные и относительные [4, с. 127]. В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения.

В относительных правоотношениях точно определены обе стороны: и лица управомоченные, и лица обязанные (например, покупатель и продавец в правоотношениях купли-продажи; заказчик и подрядчик в подрядных правоотношениях, возникающих на основе договора подряда). При этом индивидуализация может быть:

а) «поименной», например, в брачно-семейных отношениях;

б) по названию социальных ролей, или «ролевой», например, продавец - покупатель, судья - подсудимый.

В абсолютных правоотношениях точно, «поименно» определяется лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый». Считается, что к таким правоотношениям относятся отношения собственности, авторские и изобретательские отношения [9, с. 148].

По характеру действий обязанной стороны: активные (субъект обязан совершишь определенные действия) и пассивные (субъект должен удержаться от определенных действий). По количеству субъектов: простые (между двумя субъектами); сложные (между двумя и больше субъектами).


За делением прав и обязанностей между субъектами: односторонние (каждая сторона имеет либо лишь права, либо лишь обязанности); двусторонние (каждая сторона имеет как права, так и обязанности).

Виды правоотношений по видам отраслей права: административно-правовые, гражданско-правовые, криминально-правовые и другие.

По методу правовой регуляции: диспозитивные и императивные. Договорные (диспозитивные) - правоотношения, которые возникают в процессе заключения и осуществления гражданского договора. Императивные - правоотношения, которые возникают, когда один субъект правоотношений имеет государственные или другие законные полномочия.

По признакам времени действия: долговременные и кратковременные. Долговременные - существуют на протяжении определенного, относительно длительного промежутка времени (например, правоотношения между высшим учебным заведением и студентом к получению последним диплому о высшем образовании). Кратковременные - прекращаются после выполнения обязанности (например, после уплаты государственной пошлины).

Таким образом, правовые отношения, которые складываются в обществе, достаточно разнообразны. Поэтому классификация их необходима для определения эффективного правового регулирования.

Глава 2. Структура правоотношения

2.1 Субъекты правоотношения

В теории права выделяют два основных признака субъектов определенных правоотношений. Во-первых, они должны быть наделены определенными юридическими правами и обязанностями. Во-вторых, такие лица приобретают способность быть субъектами конкретных правоотношений на основании юридических норм. Как отмечал С.С. Алексеев, юридические нормы создают обязательную основу для выделения индивида, организации, общественных образований как субъектов права [13, c. 139].

Социальной предпосылкой правосубъектности есть свобода воли человека. Содержание правосубъектности раскрывается в норме права и заключается в том, что лицо имеет способность быть носителем определенных прав и обязанностей. Именно такая способность и называется правосубъектностью.

Правосубъектность включает два основных структурных элемента:

- во-первых способность иметь права и нести обязанности (правоспособность);


- во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Правосубъектность является неотъемлемым свойством субъекта. Вместе с тем, юридические нормы, воплощая потребности общественного развития, могут сужать или расширять, как круг субъектов права, так и объем их прав и обязанностей. Но если уж правовой нормой определен круг субъектов права, то правосубъектность является их неотъемлемым свойством.

Именно поэтому нормативные акты предусматривают недопустимость отказа от нее.

В силу своей правосубъектности, лица занимают то или иное положение по отношению друг к другу. Это прямо влияет на характеристику режима правового регулирования. Определяя общее юридическое положение участников тех или иных правоотношений, правосубъектность выступает как главный признак соответствующего метода регулирования.

С.С. Алексеев считает, что правосубъектность это особое субъективное право, которое входит в состав общих правоотношений. Он отмечает, что способность это и есть возможность, которая неотъемлемо принадлежит лицу и проявляется в его деятельности. Если же принять во внимание, что правосубъектность не естественное, а юридическое свойство, то перед нами не что иное как юридическая возможность, а это и есть субъективное право [13, c. 141].

Правосубъектность имеет конкретное содержание, которое определяется нормами отраслевого законодательства. Вместе с тем существует большое количество норм, регламентирующие общие конституционные правомочия субъектов. Итак, между правосубъектностью и другими общими нормами, которые характеризуют правовое положение субъектов, существует тесная взаимосвязь. Общие права и обязанности, которые осуществляются на основании правосубъектности и в то же время, оставаясь самостоятельными, дополняют и раскрывают содержание правосубъектности.

Например, конституционное право каждого на судебную защиту раскрывается в ГПК РФ (ст. 3) через права и обязанности лица обращаться за судебной защитой [3].

Правосубъектность во взаимном единстве с другими общими правами и обязанностями определяет правовой статус субъекта, считает В.С. Нерсесянц. Он отмечает, что элементом правосубъектности индивидов рядом с право-, дее- и деликтоспособностью является его правовой статус, то есть совокупность установленных правовыми нормами прави обязанностей, которые непосредственно закреплены за определенными субъектами права [11, c. 373].

Однако общепризнанным элементом правосубъектности является право- и дееспособность, которые определяют не только совокупность прав и обязанностей субъекта в конкретных правоотношениях, но и его правовой статус. Поэтому говорить, что элементом правосубъектности является элемент (правовой статус), возникновение которого, как и самой правосубъектности, является результатом существование других ее элементов (право- и дееспособности), является некорректным.