Файл: Баланс и отчетность (Роль и значение бухгалтерского баланса в управлении предприятием в современных условиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и значение бухгалтерского баланса в управлении предприятием в современных условиях
1.1 Бухгалтерский баланс – основная форма в системе отчетности
1.2.Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятия (организация).
2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1.Подготовительные работы к составлению баланса
2.2.Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей
Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Под учетной политикой организации понимается принятые её совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Цели учёта и отчётности на уровне предприятия:
- платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
- рентабельности;
- степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
Бухгалтерская (финансовая.) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации.
Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Т.к. отчёты, и квартальный и годовой, являются результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.
Процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:
- первый этап - подготовительная работа;
- второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.
Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:
а) разработка плана работы по составлению отчётности;
б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;
в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.
Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности на предприятии необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:
- на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года (полнота отражения);
- записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов (обоснованность отражения);
- отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).
На ООО “Бриз” счета закрывают в такой последовательности:
1) Исчисляют себестоимость вспомогательных производств и закрывают счёт «Вспомогательные производства».
2) Составляют расчёт и списывают расчёт и часть расходов будущих периодов на издержки текущего года.
3) Закрывают счета «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы».
4) Списывают затраты на выпуск продукции и исчисляют себестоимость незавершенного производства.
5) Осуществляют списание затрат со счёта «Обслуживающие производства и хозяйства».
6) Производят записи на счетах по учету капитальных вложений.
7) Определяют финансовый результат от основной деятельности предприятия и закрывают счета «Реализация продукции (работ и услуг)», 47 «Реализация прочих активов».
8) Распределяют прибыль и закрывают счёт «Прибыли и убытки».
Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге.
Под статьёй баланса понимается отдельный вид средств (имущества) или источника (обязательств), показанный в балансе по отдельной позиции и выраженный отдельной суммой. Итоговая сумма остатков средств предприятия, отраженное в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.
Бухгалтерский учет на предприятии может быть организован по одной из двух форм – мемориально-ордернойили журнально-ордерной. Основой мемориально-ордерной формы являются мемориальные ордера, назначения которых – оформить бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (составить проводки).
В первом разделе баланса “Нематериальные активы” - это часть основных средств, не имеющая физической основы. Оценка нематериальных активов по первоначальной стоимости производится при их постановке на учета и определяется общей суммой затрат на приобретение или изготовление активов.
Второй раздел актива баланса. Оборотные активы содержат данные об остатках запасов призванных обслуживать процессы производства и обращения.
Финансовое состояния фирмы - это комплексная оценка его здоровья и жизнеспособности, характеризующая рядом показателей.
Задачи анализа финансового состояния предприятия (организации) является.
1) оценка и анализ состава и структуры имущества предприятия;
2) изучение состава и движения производственных запасов;
3) анализ показателей оборачиваемости различных видов оборотных активов;
4) анализ состава и структуры финансовых ресурсов;
5) оценка состояния кредиторской и дебиторской задолженности;
6) анализ показателей характеризующих финансовую устойчивость предприятия;
7) оценка платежеспособности и степени риска банкротства предприятия.
Новая форма годового бухгалтерского баланса позволяет проводить имущественно - финансовый анализ состояния предприятия непосредственно по балансу.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие бухгалтеру управлять дебиторской задолженностью:
- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям;
- по возможности ориентироваться на большое число покупателей целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- используется способ предоставления скидок при досрочной оплате.
Оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании бухгалтерского баланса – форма №1., ф.№2 — «Отчет о прибылях и убытках».
На первом этапе проводится визуальная и простейшая проверка показателей бухгалтерского отчета по формальным и качественным признакам; правильность и ясность заполнения форм (реквизиты: название предприятия, отчетная дата, необходимые подписи и т. д.), увязка показателей форм отчетности.
На втором этапе с помощью баланса оценивают тенденции изменения в имущественном и финансовом положении предприятия. К таким тенденциям относятся:
- увеличение (уменьшение) стоимости имущества предприятия и его отдельных составляющих;
- изменение в структуре активов предприятия и источников их образования и др.
На третьем этапе – расчет и оценка динамики аналитических коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость предприятия.
Список литературы
1. А.И. Каплан «Анализ баланса промышленного предприятия», Москва, 1993 г.
2. А.К. Шишкин, С.С. Вартанен, В.А. Микрюков «Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях», Москва, 1996 г.
3. Андреев А.Н. «Порядок составления годовой отчетности за 1998 г.», журнал "Главбух" №1, 1999 г.
4. Балануца В.П., Иваненко П.И. «100 вопросов и ответов по анализу хозяйственной деятельности промышленных предприятий», Москва, 1996 г.
5. Банаев А.С. «Комментарий к Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»; журнал "Бухгалтерский учет" №1, 1999 г.