Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Теоретические основы совершенствования системы мотивации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы совершенствования системы мотивации
1.1 Понятие мотивации в контексте управления человеческими ресурсами
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИКИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТУДИЯ КРАСОК»
2.1 Общая характеристика ООО «Студия Красок»
2.2 Управление человеческими ресурсами и анализ существующей системы мотивации в ООО «Студия Красок»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «СТУДИЯ КРАСОК»
- Анкетирование для определения типа трудовой мотивации сотрудников по методике А.Г. Коваль и Ю.К. Балашева;
- Глубинное интервью;
- Экспертная оценка.
Далее по результатам, полученным в ходе заявленных мероприятий будет сформирована новая система мотивации для ООО «Студия Красок»
Итак, первым шагом является построение мотивационного профиля сотрудников по методике А.Г. Коваль и Ю.К. Балашева . Данная методика широко применяется для анализа мотивационного типа сотрудников различного профиля организаций, поэтому подходит для изучения мотивации персонала в ООО « Студия Красок».
Согласно данной методике, каждый сотрудник имеет определенный мотивационный профиль, который состоит из нескольких мотивационных типов. Как правило, один или два типа преобладают в профиле. В соответствии с тем или иным типом, для каждого сотрудника различают желаемые или приемлемые виды мотивации.
Сбор необходимой информации начинается с подготовки анкетного листа. Анкета по данной методике состоит из 18 тестовых вопросов (Приложение 4).
Методика сбора информации
Вопросник состоит из 18 вопросов с тестовыми вариантами ответов, а также содержит следующие блоки:
- Личные данные (1-4 вопросы);
- Отношение сотрудника к своим рабочим обязанностям, выполнение работы как деятельности (5-8 вопросы);
- Отношение сотрудника к получаемой финансовой компенсации (заработной плате) ( 9-10 вопросы);
- Отношение сотрудника к организации и коллективу (11, 13 вопросы);
- Отношение сотрудника к потенциальной возможности управления организацией или ее владением (вопрос 14);
- Отношение сотрудника к занимаемой им должности (12, 15-18 вопросы).
Анкетирование было проведено для менеджеров по продажам трех профилей. Анкеты обрабатывались вручную в соответствии с применяемой методикой. Для обработки анкет использовалась специальная таблица идентификации типов мотивации. В рамках данной методики рассматривается пять типов мотивации: инструментальный, патриотический, хозяйский, профессиональный, люмпенизированный.
Первый рассматриваемый тип - люмпенизированный. Человек с таким типом мотивации характеризируется тем, что ему практически безразлично какую работу выполнять, он согласится на довольно низкую заработную плату, если его коллеги получают за ту же работу такую же финансовую компенсацию. Часто люди с таким типом имеют низкую квалификацию и не стремятся ее повысить, на предложения руководства о повышении квалификации могут ответить отказом. Люди с таким типом мотивации, как привило, безынициативны и не активны, не поощряют активность своих коллег, выражают неудовольствие по этому поводу. Такие сотрудники могут быть безответственными, стремится выполнить работу с приложением минимальных усилий.
Патриотический мотивационный тип характеризует активного, инициативного работника, стремящегося к достижению общих целей организации, прикладывающего максимум усилий для этого. Отличительной чертой данного типа является то, что ему необходима некая идея, за которую он будет работать. Человек с таким мотивационным типом будет отлично выполнять свои рабочие обязанности в том случае, если его труд будет постоянно отмечаться руководством. Ему важны похвала и признание его важной роли в организации.
Хозяйскому типу мотивации характерны ответственность, инициативность, самостоятельность. Для человека с таким типом мотивации чрезвычайно важно предоставления возможности самостоятельного выбора действий в решении рабочих задач. Такой сотрудник не терпит строго контроля со стороны руководства, при этом готов быть исполнительным и продуктивным в работе.
Сотрудник с профессиональным типом мотивации готов выполнять задания любой сложности, при условии, что они будут ему интересны. Его интересует содержание работы, к выполнению рабочих обязанностей относится ответственно. Ему нужны возможности для реализации собственного потенциала, амбиций, самовыражения. Для такого сотрудника важно признание его профессионализма, а также возможность самостоятельного принятия решений.
Сотруднику с инструментарным мотивационным типом, прежде всего, важен размер заработной платы, само содержание работы не так интересно как финансовая компенсация, которую можно за нее получить. Для такого сотрудника необходимо четко понимать за какие именно действия его заработок может возрасти. В случае если данный сотрудник не будет понимать этого, то усилия при выполнении своих рабочих обязанностей он будет принимать минимальные.
В рамках данной методики рассматриваются семь форм мотивации.
- Денежная мотивация – заработная плата, премии, надбавки.
- Моральная мотивация – похвала от руководства, различные грамоты, награды, поощрения.
- Натуральная мотивация – предоставление в личное пользование автомобиля, оплата аренды квартиры.
- Негативная мотивация – высказывание недовольства по поводу выполненной работы руководством, наказания в виде штрафов, предупреждений, выговоров.
- Патернализм – различные социальные льготы ( медицинское страхование и страхование жизни и здоровья), предоставление абонементов в спортивные клубы, создание благоприятных условий на рабочем месте.
- Организационная мотивация - интересные рабочие задания, дружный коллектив.
- Привлечение к управлению – данный вид мотивации подразумевает что, для эффективной работы сотрудника его необходимо привлекать к непосредственному решению рабочих задач.
В соответствии с типом мотивации существуют различные формы стимулирования, являющиеся более или менее приемлемыми для данного типа. Различают такие типы как: негативная, денежная, натуральная, моральная, патернализм, организационная, участие в управлении. Каждый тип имеет свои особенности и соответствует в той или иной степени мотивационному профилю (Таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Соответствие формы мотивации и мотивационного типа
Базовая форма мотивации является наиболее подходящей. Применимая форма – подходит для формирования системы мотивации для данного типа. Нейтральная форма мотивации, скорее всего, не окажет никакого существенного воздействия на данный тип. Запрещенная форма не приемлема для данного типа, ее применение может привести к обратному эффекту.
Для каждого варианта ответа из опросника характерен тот или иной тип мотивации (кроме 10 вопроса), после ручной обработки анкет составляется мотивационный профиль с количеством ответов и рангом преобладания того или иного профиля, где 1- преобладающий мотивационный тип, 5 – данный мотивационный тип отсутствует. Для каждого из трех менеджеров был составлен мотивационный профиль.
Таблица 3.2 – Мотивационный профиль Менеджера 1
Тип мотивации |
Количество ответов |
Ранг |
Профессиональный |
5 |
1 |
Люмпенизированныый |
0 |
5 |
Патриотический |
2 |
3 |
Инструментарный |
4 |
2 |
Хозяйский |
2 |
3 |
Данный профиль принадлежит менеджеру по продажам направления промышленные лакокрасочные материалы финского производства. Менеджером данного направления является женщина, ей 38 лет. В данной организации она работает 9 лет. Как видно из таблицы, на первом месте в данном профили профессиональный тип. То есть для данного сотрудника важно, чтобы работа ему нравилась и чтобы он мог применить свои профессиональные навыки. Тем не менее, денежная компенсация также важна для данного сотрудника.
Таблица 3.3 – Мотивационный профиль Менеджера 2
Тип мотивации |
Количество ответов |
Ранг |
Профессиональный |
2 |
3 |
Люмпенизированныый |
1 |
4 |
Патриотический |
6 |
1 |
Инструментарный |
3 |
2 |
Хозяйский |
1 |
4 |
Данный мотивационный профиль принадлежит менеджеру по продажам направления промышленные лакокрасочные материалы российского производства. Менеджером данного направления является женщина, 52 года. Она работает в ООО «Студия Красок» 7,5 лет. В ее мотивационном профиле преобладает патриотический тип. Это означает, что для нее важно чувствовать сопричастность к общему делу, получать признание от руководства. На втором месте – инструментарный тип. Таким образом, материальная мотивация также важна для данного сотрудника.
Таблица 3.4 – Мотивационный профиль Менеджера 3
Тип мотивации |
Количество ответов |
Ранг |
Профессиональный |
2 |
3 |
Люмпенизированныый |
3 |
2 |
Патриотический |
2 |
3 |
Инструментарный |
4 |
1 |
Хозяйский |
1 |
4 |
Данный мотивационный профиль принадлежит менеджеру по продажам направления бытовые лакокрасочные материалы. Менеджером этого направления является женщина, ей 42 года, она работает в организации 3 года. Преобладающим типом в ее мотивационном профиле является инсрументарный, на втором месте – люмпенизированный. Из этого можно сделать вывод о том, что денежный фактор будет является для данного сотрудника основным мотивирующим фактором.
В ходе проведения анкетирования были установлены мотивационные профили менеджеров по продажам в ООО «Студия Красок». Данный метод был выбран для того, чтобы определить основные потребности и стимулы, которые мотивируют сотрудников данной компании. Данная информация является полезной для дальнейшей разработки проекта совершенствования системы мотивации в ООО «Студия Красок». Исходя из результатов анкетирования, общим типом мотивации для всех менеджеров является денежная мотивация. То есть основным направлением совершенствования системы мотивации можно выбрать совершенствование именно материальной составляющей системы мотивации в данной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания работы были проанализированы и обобщены теоретические материалы, посвященные совершенствованию системы мотивации, методикам построения мотивационного профиля персонала в коммерческих организациях, разработке систем оплаты труда и премирования.
Также был проведен анализ рынка лакокрасочных материалов в россии и в городе санкт-петербург и ленинградской области. Согласно собранным данным, рынок лакокрасочных материалов в санкт-петербурге и области достаточно перспективен, но является высококонкурентным. Следовательно, для того, чтобы продолжать эффективную деятельность ооо «студия красок» необходимо подстраиваться под постоянно изменяющуюся среду рынка, постоянно совершенствовать различные системы компании, в частности систему мотивации персонала.
Также были выявлены основные конкуренты, проведен анализ их деятельности, конкурентных преимуществ; изучена организационная структура предприятия; изучены оптовое и розничное направления деятельности ООО «Студия Красок»; описан процесс продаж, осуществляемый менеджерами организации.
Были изучены различные подразделения предприятия. В ходе изучения системы мотивации были выявлены существенные недостатки и сделаны выводы.
- Объемы продаж каждого менеджера отличаются и не связаны с сезонными колебаниями.
- Существующая система мотивации слабо учитывает индивидуальный вклад.
- Абсолютные значения заработной платы дифференцированы слабее, чем результаты работы менеджеров.
- Процесс поиска новых клиентов слабо мотивирован.
- Рост объема продаж в превышении плановых показатели слабо мотивирован.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования и глубинного интервью показал, что сотрудники не довольны существующей системой оплаты труда, которая не учитывает их индивидуальный вклад, также они не осведомлены полностью о том, каким образом формируется премиальный бонус.
Таким образом, в качестве направления совершенствования системы мотивации было выбрано изменение частей экономического блока системы мотивации. В ходе работы была разработана новая система оплаты труда, учитывающая индивидуальный вклад каждого работника и специфику деятельности организации. Рассчитанные экономические показатели новой системы мотивации показывают положительную тенденцию, выражающуюся в значительном увеличении выручки и снижении затрат на заработную плату. Цель и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бакшт К. А. Построение отдела продаж с нуля до максимальных результатов. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.
- Балашов Ю. К., Коваль А. Г. Методики построения мотивационного профиля персонала и разработки положения о стимулировании персонала //Кадры предприятия. – 2012. – №. 7. – С. 8-50.
- Баткаева И. А. и др. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 420 с.
- Воейков М. И. и др. Регулирование социально-трудовых отношений в России: генезис, механизмы, направления трансформации. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 421 с.
- Вырковский А., Бочарский К. Поиск мотива //Секрет фирмы. – 2015. – №. 14. – С. 28-33.
- Занюк С. С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. – М.: Эльга-Н, 2011. – 425 с.
- Козина И. Менеджмент новых частных предприятий: практики управления в малом и среднем бизнесе //Практики управления персоналом на современных российских предприятиях./Под ред. В. Кабалимой. М.: ИСИТО. – 2015. – С. 6-35.
- Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., Чернышов М. А. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К., 2013. – 469 с.
- Лобанова Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Управление персоналом, 2015. – 295 с.
- Мордовин С. Управление персоналом: современная российская практика. – СПб: Питер, 2013. – 340 с.
- Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2014. – 260 с.
- Сладкевич В. П. Мотивационный менеджмент. – М.: Экономика , 2011. – 301 с.
- Kachalla, B. Review of the role of motivation on employee performance //Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5 (17). P. 39 - 48.