Файл: Курсовая работа по мдк 04. 02 Основы анализа бухгалтерской отчетности.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 568
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Понятие финансовой отчетности бюджетных учреждений, ее состав и информативность
1.2 Особенности анализа бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
2 АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей»
2.1 Организационная характеристика учреждения
по срокам поступления платежей по обязательствам. 12
В классическом финансовом анализе рассчитывают три коэффициента: текущей ликвидности, быстрой ликвидности, абсолютной ликвидности.
Применим основные показатели финансового анализа к данным финансовой отчетности государственных (бюджетных) учреждений.
Коэффициент текущей ликвидности является обобщающим показателем платежеспособности учреждения, в расчет которого включаются все финансовые активы и текущие краткосрочные обязательства (формула 1.4):
(1.4)
,
где ФА – финансовые активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Пороговое значение данного показателя – от 0,8.
Следует отметить, что показатель краткосрочные обязательства отсутствует в балансе бюджетного учреждения (форма 0503730). В связи с этим идентификацию обязательств необходимо проводить посредством выборки краткосрочных обязательств из раздела III «Обязательства» баланса, принимая, что краткосрочные обязательства – это обязательства до одного года.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, насколько текущие долги учреждения покрываются его финансовыми активами.
Для расчета коэффициента быстрой ликвидности применяют более ликвидные активы: краткосрочная дебиторская задолженность и денежные средства. Таким образом, расчет коэффициента производится по следующей формуле (1.5):
(1.5)
,
где ДЗ – сумма краткосрочной дебиторской задолженности, показанной в активе баланса;
ДС – денежные средства учреждения и их эквиваленты.
Пороговое значение данного показателя – от 2.
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность учреждения погашать текущие краткосрочные обязательства наиболее ликвидными оборотными активами в полном объеме в установленные сроки и рассчитывается по формуле (1.6):
(1.6)
,
Пороговое значение данного показателя – от 0,2.
Приведенные показатели платежеспособности имеют свой норматив, но подобные ограничения не учитывают ни размеры организаций, ни их отраслевые особенности. В связи с этим и при оценке платежеспособности бюджетных учреждений необходимо учитывать факторы, влияющие на показатели финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей» (далее по тексту - МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей») является государственным учреждением, предметом деятельности которого является осуществление деятельности по дополнительным образовательным программам. Задачами деятельности учреждения являются:
Учредителем МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» является городской округ город Югорск.
ИНН /КПП: 8622000480/ 862201001, ОГРН 1028601846008 от 29.11.2002г.
Юридический и фактический адрес: 628263, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Югорск, ул. Менделеева, д. 30.
Основным видом деятельности учреждения является «Образование дополнительное детей и взрослых» (код ОКВЭД 85.41)
МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами и Уставом учреждения.
Общая численность работников учреждения в 2021 году составила 53 человека. Количественные и качественные показатели обеспеченности персоналом по категориям представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Структура и состав персонала по категориям
Из таблицы 2.1 видно, что большую часть трудового коллектива составляют специалисты, во всех трех рассматриваемых периодах их доля превышала 50% от общей численности персонала организации. Снижение численности всего персонала в 2021 году связано с неблагополучной экономической ситуацией в стране, необходимостью сокращения штата работников в целях сохранения достойного уровня оплаты труда и недопущения убыточной финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Численность руководителей остается неизменной на протяжении всех отчетных периодов.
Деятельность, которую осуществляет МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» в соответствии со своим уставом, имеет несколько источников финансового обеспечения. Прежде всего, согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ на ведение основной уставной деятельности учредитель выделяет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Иным источником финансового обеспечения деятельности МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» являются средства от осуществления приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных услуг. Развитие механизмов осуществления приносящей доход деятельности государственными (муниципальными) учреждениями создает условия и стимулы для повышения эффективности деятельности учреждения и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики.
В 2021 году размер поступлений денежных средств от бюджетной системы РФ составил 89 301 049,70 руб., в то время как в 2020 году бюджетные поступления составляли 48 085 685,54 руб. В 2019 году объем бюджетного финансирования составил 45 736 367,44 руб. Существенное увеличение поступлений денежных средств для осуществления деятельности МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» в 2021 году связано с увеличением финансирования по образовательным программам.
Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» должна обеспечить объективное представление о состоянии всех активов и обязательств учреждения. Рассмотрим динамику показателей актива и пассива бухгалтерского баланса учреждения за период 2020-2021гг. в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ динамики показателей баланса (руб.)
В классическом финансовом анализе рассчитывают три коэффициента: текущей ликвидности, быстрой ликвидности, абсолютной ликвидности.
Применим основные показатели финансового анализа к данным финансовой отчетности государственных (бюджетных) учреждений.
Коэффициент текущей ликвидности является обобщающим показателем платежеспособности учреждения, в расчет которого включаются все финансовые активы и текущие краткосрочные обязательства (формула 1.4):
(1.4)
,
где ФА – финансовые активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Пороговое значение данного показателя – от 0,8.
Следует отметить, что показатель краткосрочные обязательства отсутствует в балансе бюджетного учреждения (форма 0503730). В связи с этим идентификацию обязательств необходимо проводить посредством выборки краткосрочных обязательств из раздела III «Обязательства» баланса, принимая, что краткосрочные обязательства – это обязательства до одного года.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, насколько текущие долги учреждения покрываются его финансовыми активами.
Для расчета коэффициента быстрой ликвидности применяют более ликвидные активы: краткосрочная дебиторская задолженность и денежные средства. Таким образом, расчет коэффициента производится по следующей формуле (1.5):
(1.5)
,
где ДЗ – сумма краткосрочной дебиторской задолженности, показанной в активе баланса;
ДС – денежные средства учреждения и их эквиваленты.
Пороговое значение данного показателя – от 2.
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность учреждения погашать текущие краткосрочные обязательства наиболее ликвидными оборотными активами в полном объеме в установленные сроки и рассчитывается по формуле (1.6):
(1.6)
,
Пороговое значение данного показателя – от 0,2.
Приведенные показатели платежеспособности имеют свой норматив, но подобные ограничения не учитывают ни размеры организаций, ни их отраслевые особенности. В связи с этим и при оценке платежеспособности бюджетных учреждений необходимо учитывать факторы, влияющие на показатели финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
2 АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей»
2.1 Организационная характеристика учреждения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей» (далее по тексту - МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей») является государственным учреждением, предметом деятельности которого является осуществление деятельности по дополнительным образовательным программам. Задачами деятельности учреждения являются:
-
формирование и развитие творческих способностей учащихся; -
обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся; -
выявление, развитие и поддержка творческих учащихся, а также лиц, проявивших творческие способности.
Учредителем МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» является городской округ город Югорск.
ИНН /КПП: 8622000480/ 862201001, ОГРН 1028601846008 от 29.11.2002г.
Юридический и фактический адрес: 628263, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Югорск, ул. Менделеева, д. 30.
Основным видом деятельности учреждения является «Образование дополнительное детей и взрослых» (код ОКВЭД 85.41)
МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами и Уставом учреждения.
Общая численность работников учреждения в 2021 году составила 53 человека. Количественные и качественные показатели обеспеченности персоналом по категориям представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Структура и состав персонала по категориям
Категория персонала | 2021 год | 2020 год | 2019 год | |||||
Чел. | Уд.вес, % | Чел. | Уд.вес, % | Чел. | Уд.вес, % | |||
Рабочие | 10 | 18,9 | 12 | 20,7 | 12 | 20,3 | ||
Руководители | 8 | 15,1 | 8 | 13,8 | 8 | 13,6 | ||
Специалисты | 27 | 50,9 | 31 | 53,4 | 31 | 52,5 | ||
Служащие | 8 | 15,1 | 7 | 12,1 | 8 | 13,6 | ||
Итого | 53 | 100 | 58 | 100 | 59 | 100 |
Из таблицы 2.1 видно, что большую часть трудового коллектива составляют специалисты, во всех трех рассматриваемых периодах их доля превышала 50% от общей численности персонала организации. Снижение численности всего персонала в 2021 году связано с неблагополучной экономической ситуацией в стране, необходимостью сокращения штата работников в целях сохранения достойного уровня оплаты труда и недопущения убыточной финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Численность руководителей остается неизменной на протяжении всех отчетных периодов.
Деятельность, которую осуществляет МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» в соответствии со своим уставом, имеет несколько источников финансового обеспечения. Прежде всего, согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ на ведение основной уставной деятельности учредитель выделяет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Иным источником финансового обеспечения деятельности МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» являются средства от осуществления приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных услуг. Развитие механизмов осуществления приносящей доход деятельности государственными (муниципальными) учреждениями создает условия и стимулы для повышения эффективности деятельности учреждения и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики.
В 2021 году размер поступлений денежных средств от бюджетной системы РФ составил 89 301 049,70 руб., в то время как в 2020 году бюджетные поступления составляли 48 085 685,54 руб. В 2019 году объем бюджетного финансирования составил 45 736 367,44 руб. Существенное увеличение поступлений денежных средств для осуществления деятельности МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» в 2021 году связано с увеличением финансирования по образовательным программам.
2.2 Анализ бухгалтерской отчетности учреждения
Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей» должна обеспечить объективное представление о состоянии всех активов и обязательств учреждения. Рассмотрим динамику показателей актива и пассива бухгалтерского баланса учреждения за период 2020-2021гг. в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ динамики показателей баланса (руб.)
Показатель, руб. | 2020г. | 2021г. | Относительное отклонение, руб. | Доля в структуре баланса, % |
АКТИВ | ||||
| ||||
Основные средства (остаточная стоимость) | 14940415,78 | 38643873,34 | 23703457,56 | 70,66 |
Непроизведенные активы | 3670268,00 | 9970540,36 | 6300272,36 | 18,23 |
Материальные запасы | 2954128,70 | 4357732,96 | 1403604,26 | 7,97 |
Права пользования активами | 21600 | 1425705,27 | 1404105,27 | 2,61 |
Расходы будущих периодов | 241703,02 | 293192,63 | 51489,61 | 0,54 |
Итого по разделу I | 21828115,50 | 54691044,55 | 32862929,05 | 100,00 |
| ||||
Денежные средства учреждения | 5277051,16 | 1503520,86 | -3773530,3 | 0,66 |
Финансовые вложения | 116836662,14 | 207865696,62 | 91029034,48 | 91,35 |
Дебиторская задолженность по доходам | 7425476,07 | 14848209,72 | 7422733,65 | 6,53 |
Дебиторская задолженность по выплатам | 615939,58 | 251028,39 | -364911,19 | 0,11 |
Итого по разделу II | 133236005,15 | 227549331,79 | 94313326,64 | 100,00 |
Баланс | 155064120,65 | 282240376,34 | 127176255,7 | - |