Файл: Функциональные разновидности современного русского литературного языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научно-информативный стиль речи


Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

  • реферат,

  • аннотация,

  • конспект,

  • тезисы.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, которая используется в процессе обучения (обучающая направленность высказывания).

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ


Официально-деловой стиль закреплен за сферой социально-правовых отношений, реализующихся в законотворчестве, в экономике, в управленческой и дипломатической деятельности. К периферии делового стиля относят информативную рекламу, патентный стиль и обиходно-деловую речь (заявления, объяснительные записки, расписки и т.п.).

Функции стиля:

  • волеизъявления, долженствования, представленные в текстах широкой гаммой императивности от жанров приказа, постановления, распоряжения до просьбы, пожелания, предложения, выражаемых в ходатайствах и деловой переписке;

  • функция фиксации правовых отношений (договор, контракт);

  • функция передачи информации (информационные письма, отчеты, справки).


Подстили официально-делового стиля:

1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не применяются);

2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь);

3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).
Черты стиля:

  1. сжатость, компактность изложения; логичность, безэмоциональность

  2. точность, не допускающая инотолкования

  3. стандартная форма расположения материала;

  4. использование терминологии, номенклатуры, сложносокращенных слов, аббревиатуры;

  5. употребление отглагольных существительных, различных словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что...);

  6. повествовательное изложение, использование предложений с перечислением;

  7. преобладающий принцип его конструирования, прямой порядок слов в предложении;

  8. преобладание сложных предложений;

  9. отсутствие экспрессивной лексики.



Типичные жанры – договор, заявление, анкета, справка, протокол, приказ.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Публицистический стиль речи применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов состоит в информировании как можно более широкого круга читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие заключается в стремлении писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. В этом заключается функция воздействия.

Основные черты стиля



Специфические черты – информативность, доказательность, точность, открытая оценочность речи, стандартизованность, экспрессивность.

1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;

2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

3) наличие общественно-политической лексики;

4) использование клише (труженики полей, люди в белых халатах);

5) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие используемых языковых средств;

6) эклектизм – совмещение черт публицистического стиля с другими стилями;

7) использование изобразительно-выразительных средств;

8) синтаксис в основном книжный, с развернутыми синтаксическими конструкциями, часто используется инверсия

9) использование изобразительно-выразительных средств языка (эпитеты, синонимы, антонимы, антитезы, метафоры, риторические вопросы и пр.).


Жанры публицистического стиля

Очерк – жанр изложения и анализа различных фактов и явлений социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.

Статья – короткое повествование в газете или журнале, раскрывающее ту или иную тему.

Заметка – краткое сообщение в газете на актуальную тему.

Эссе – общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, показывая свою индивидуальную позицию.

Памфлет – произведение со злободневным социально-политическим обличением с элементами сатиры.

Прокламация – печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки.

Манифест – воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности.

Программа – изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, правительства.

Фельетон – сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица.

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале.

Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии.

Адрес (приветственный адрес) – письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании.

Резолюция митинга (собрания) – краткое изложение итогового решения митинга (собрания).