Файл: Африка как объект борьбы мировых держав.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.

В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном «Может ли Африка претендовать на ХХI век?» отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость «сильного и действенного государства». В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.

В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций10. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно - бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения11.

За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете12.

В российской литературе достаточно основательно разработана проблема места государства в политической жизни развивающихся стран (см.: Чиркин, 1990; Энтин, 1978)13. В ряде исследований рассматриваются особенности властных структур в развивающихся странах: слитные партийно-государственные структуры, верховенство правящей партии, многоклассовый характер государственной власти и ее относительная самостоятельность, распространенность форм военного управления, персоналистский характер государственной власти, связанный с огромными полномочиями лидера страны, нередко принимавший уродливые формы своеобразного культа личности. О последнем свидетельствует деятельность пожизненных президентов Мобуту Сесе Соко в Заире, Бургибы в Тунисе, Банды в Малави, и других. В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В конце 80-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки.


В целом политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений, множество изменений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесении в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. Это стало следствием унаследованных отсталых социальных структур, отсутствием демократических традиций, экономической слаборазвитостью и зависимостью. С другой стороны, это результат незавершенного постколониального политического развития, модернизации экономических и социальных структур.

После достижения независимости в африканских странах начинает формироваться новая система политической власти, которая заключалась в двух ипостасях. Первая ее часть выражалась в формально-правовом аспекте – в принятии конституции, формировании административных и правовых институтов местных органов власти. Конституционно-правовая модель воспроизводила ряд существенных элементов механизма власти в бывших монополиях, а также США, СССР. Это была попытка перенести на африканскую почву западные политические институты и партии, которые не соответствовали социально-экономическим и политическим условиям, ни особенностям политической культуры.

Путь демократических изменений в африканских странах сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким. Процесс демократизации отражает, в конечном итоге, поиск альтернативных путей развития. При этом политическая динамика в ряде случаев обнаруживает движение не от авторитарной системы к демократической, а прямо противоположную тенденцию14. В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции весьма симптоматичен и отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.

3) Геополитические вызовы и угрозы Африки.

Современная фаза геополитического развития африканских государств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Общепризнанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качестве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.



В настоящее время в Африке представлена практически вся палитра экономических, политических и социальных угроз, с которыми сталкивается человечество: голод, острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев, межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире).

В геополитическом смысле Африканский континент -- это разнородная мозаика племен и народов, их культур и верований, которые не представляют собой единого образования, не составляют единой африканской цивилизации. Это, скорее, протоцивилизация. Признание же отдельными геополитиками факта реального существования африканской цивилизации в качестве самостоятельной даже условно, с оговорками представляется сомнительным, несмотря ни на какие допущения.

Экономическая и технологическая отсталость Африки, сырьевая экономика как следствие колониального прошлого превратили ее в маргинальный сегмент геополитического пространства.

По данным Детского фонда ООН, на континенте самая высокая детская смертность в мире. Около 50% населения Тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становятся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали.

Сложилась ситуация, когда Африка самостоятельно не может преодолеть негативные тенденции в своем развитии.

Африка остается поставщиком преимущественно сырьевых товаров на мировой рынок. Импорт товаров в страны Африки по объему превышает экспорт.

В географическом отношении внешняя торговля стран Африки ориентирована на промышленно развитые страны ЕС, что связано с относительной географической близостью и сложившимися за годы колониализма разносторонними экономическими связями. В товарной структуре экспорта исключительно высока доля нефти и газа, а также продовольствия и сырья растительного происхождения и руд металлов. В импорте преобладают готовые изделия (до 70%): средства транспорта, машины и оборудование, а также продовольствие.

Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христианство. В Африке христианство существенно трансформировалось.


Христианство проникло в Северную и Восточную Африку еще в начале I тыс. В Эфиопии и Эритрее сформировалась и существует поныне одна из его ветвей -- Эфиопская православная церковь. Европейские колонизаторы, начиная с XV--XVI вв., также стремились распространить христианство, преимущественно католичество, в своих владениях.

В конце XIX в. в странах Африки, за исключением, находящихся в северной ее части, возникли удивительные сплавы христианства и местных верований, которые теперь именуют афрохристианством. Это 7 тыс. разно - образных сект. Единственное, что их объединяет, -- стремление создать «черное» христианство, противопоставив его «белому». Практически все они провозглашают африканцев народами, избранными Богом; библейских пророков и даже Иисуса Христа наделяют негроидной внешностью, тогда как дьявол изображается белокожим. Всего в Африке афрохристианства придерживаются более 30 млн. чел.

Постепенно в Африке сформировались два больших геополитических пространства, разделенных конфессиональными различиями: Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру, и второй -- Тропическая Африка южнее Сахары с возможным центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундаментализма, сторонники которого объявили «священную войну» против светских государств региона Алжира, Египта, Судана.

Хотя Африка богата самыми разнообразными природными ресурсами, большинство государств континента никак не научатся использовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая коррупция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих государствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.

Финансовая глобализация вызывает неоднозначные экономические последствия, которые могут нанести ущерб экономической безопасности африканских стран.

Отток из страны иностранного и национального валютного капитала в погоне за более выгодными условиями их размещения оказывает деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не только существенно затрудняет выплату внешнего долга, но и нередко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным заимствованиям.


Либерализация финансовых систем привела к расширению инвестиционной деятельности иностранного банковского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экспортными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали развитию долгового кризиса в странах Африки.

Рост внешнего долга и попытки индустриальных держав сохранить свое политическое и экономическое влияние на государства -- участники валютных зон в Африке замедляют развитие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохраняют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.

В условиях глобализации и либерализации международной торговли, в структуре которой заметно возросла доля готовых изделий, особенно высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокращения доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высоких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняющимся неравноправным положением во внешней торговле.

Вступление 41 африканской страны в ВТО (кроме того, семь стран имеют статус государств-наблюдателей) не только не принесло им улучшения условий торговли, но, напротив, ухудшило их. С созданием этой организации развивающиеся страны фактически лишились так называемого дифференцированного льготного режима, которым они пользовались в рамках ГАТТ. Развитые страны, зачастую нарушая принцип основ недискриминируемой ВТО, проводят жесткий протекционистский курс в отношении конкурентоспособной сельскохозяйственной и иной продукции развивающихся стран, выступая, однако, за свободную торговлю в случае, если их собственная продукция более конкурентоспособна. На смену открытым дискриминационным мерам протекционистского характера приходит так называемый «скрытый протекционизм» -- антидемпинговые меры, технические барьеры, «добровольные» ограничения экспорта, навязываемые более сильным партнером, и пр.