Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия (Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации
1.2 Классификация планирования
1.3 Основные принципы планирования.
Глава 2.Анализ планирования деятельности на примере предприятия ОАО «Севкавдорстрой»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Севкавдорстрой»
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Севкавдорстрой»
Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах - с другой. Экономическое обоснование показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.
Применение балансового метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можно определить так
П = Р + Е + Зк - Зн,
где П - поступление сырья и товаров;
Р - расход сырья и товаров;
Е - естественная убыль в пределах нормы;
Зк - запасы сырья и товаров на конец периода;
Зн - запасы сырья и товаров на начало периода.
9
В планировании применяется также нормативный метод , предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Этот метод применяется при планировании издержек организации. При этом используются нормы расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченности МБП и т.д. планировании численности работников базируется на нормах обслуживания, нормах выработки [18, c.54].
При планировании используются различные индексные построения , которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами. Как правило, индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий. В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод , который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Экономико-математическая модель - выражение существенного в изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений, неравенств, их систем). Модель должна выражать главное - закономерности и основные взаимосвязи, решающие факторы и условия.
Выводы по первой главе
Подводя итоги по первой главе, следует отметить, что в управлении, планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Первым и самым ответственным решением при планировании является выбор миссии и целей организации. Миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной. Она определяет основную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.
10
Глава 2.Анализ планирования деятельности на примере предприятия ОАО «Севкавдорстрой»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Севкавдорстрой»
Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Севкавдорстрой»
Юридический адрес: 414029, г. Астрахань, пер Тинакский, 1.
ОАО «Севкавдорстрой» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной целью ОАО «Севкавдорстрой» является получение прибыли. Предприятие вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Образование данного предприятия началось 37 лет назад, в Ставропольском крае, на базе Строительного управления №841 был создан Дорожно-строительный район №2. В 1961 г. он был преобразован в Строительное управление № 840 треста Севкавдорстрой. В 1981 г. в связи с началом освоения уникального газоконденсатного месторождения под Астраханью Строительное управление № 840 было направленно на строительство автомобильных дорог в районе создаваемого газоперерабатывающего комплекса.
Основными видами деятельности ОАО «Севкавдорстрой» являются:
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение автомобильных дорог, аэродромов и других объектов производственного назначения;
- строительство объектов жилого и социально-культурного назначения
11
- выполнение платных услуг по заказам предприятий, учреждений, организаций и населения;
- выпуск продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;
- взаимоотношения с иностранными юридическими лицами и гражданами иностранных государств на основе заключенных договоров (контрактов);
- проведение проектных работ;
- развитие собственной производственной базы;
- производство строительных материалов, изделий и конструкций, и их реализация;
- торгово-закупочная деятельность.
Также общество вправе осуществлять любые виды деятельности, за исключение запрещенных законодательными актами РФ, в соответствии с целью своей деятельности (основная цель общества является получение прибыли), после внесения соответствующих дополнений в Устав. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными.
На предприятии постоянно ведутся работы по реконструкции, закупается новое современное оборудование, удовлетворяющее высоким требованиям качества, расширяются производственные площадки и т. д. Это позволяет увеличивать объемы производства услуг и товаров, обеспечивать безупречное состояние оборудования, значительно улучшать качественные характеристики дорог. И самое главное - сделать дороги безопасными для пользователей.
12
Краткая характеристика основных средств и запасов предприятия: За весь рассматриваемый период основные средства увеличились на 50161,00 тыс. рублей или на 102%. Помимо основных средств по состоянию на 01.01.2006 года на предприятии числилось материалов и готовой продукции на сумму 2302959,00 рублей, а так же дебиторская задолженность на сумму 10730556,00 рублей. Также на предприятии имеются в наличии денежные средства в размере 705,00 рублей.
Таким образом, имеющихся на предприятии активов (при условии полного востребования дебиторской задолженности) хватит на полное погашение кредиторской задолженности. Но для этого необходимо чтобы фактическое состояние дел соответствовало данным бухгалтерских балансов.
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Севкавдорстрой»
За весь период 2006-2005 гг. валюта баланса предприятия уменьшилась на 112829,00 руб. Причиной уменьшения валюты баланса послужило уменьшение запасов и готовой продукции на конец анализируемого периода на 9,8%, а также произошло уменьшение незавершенного строительства на 92,7%. Это можно рассматривать, с одной стороны, как положительный факт, так как произошла реализация запасов предприятия и практически завершено строительство. Но, с другой стороны, у предприятия возросла дебиторская задолженность, что нельзя рассматривать как положительный факт, так как это свидетельствует о недостаточно эффективной работе отдела сбыта.
Наряду с изменением структуры активов предприятия прослеживаются, и изменения в пассивной части баланса. Можно отметить следующие изменения:
13
- прослеживается уменьшение обязательств предприятия, т.е. предприятие в общей сумме гасит долги, но по отдельным статьям (например: заработная плата, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами возрастает).
- доля постоянных пассивов в течение всего рассматриваемого периода не изменилась, это говорит об устойчивой производственной деятельности предприятия
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно отметить улучшение финансового положения предприятия, но для представления более полной картины необходимо более полное рассмотрение всех показателей финансовой деятельности предприятия.
Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес - плана.
Концепция бизнеса ОАО «Севкавдорстрой» составляется в конце написания бизнес - плана, однако находится в начале.
В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:
- главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес - плану;
- главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
- состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться и пр.
Далее в сжатой форме приводится основная информация о ОАО «Севкавдорстрой» - дата основания, организационно - правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.
14
В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес - плана ОАО «Севкавдорстрой» (продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).
Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.
Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.
Исследования и анализ рынка ОАО «Севкавдорстрой» направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы, влияющие на это.
Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.
Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.
15
По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.
Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается, за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.
План маркетинга ОАО «Севкавдорстрой» - это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.
Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития ОАО «Севкавдорстрой».
Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.
Особое место уделяется стратегии ценообразования ОАО «Севкавдорстрой», которая базируется на следующих методах:
- полных затрат;
- усредненных затрат;
- предельных затрат;
- стандартных издержек производства;
- прямых затрат (целевой нормы прибыли).