Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические основы оценки эффективности управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки эффективности управления
1.1 Понятие и сущность эффективности управления
1.2 Подходы и критерии оценки эффективности управления
1.3 Показатели оценки эффективности управления предприятием
2. Оценка эффективности деятельности АО «Новгородоблэлектро»
2.1 Краткая организационная характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности деятельности предприятия
3. Оценка эффективности управления АО «Новгородоблэлектро»
3.1 Показатели экономической эффективности управления предприятием
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в условиях усложняющейся экономической среды и множества факторов, оказывающих влияние на организации, для выживания предприятия и успешного его развития большое значение имеет повышение эффективности его деятельности.
Но что такое эффективность? В общем виде, под эффективностью понимается соотношение результатов и затрат на их получение. Однако в отношении управленческой деятельности возникает множество вопросов, связанных с оценкой эффективности: «Что считать результатом управления?», «По каким факторам и критериям можно оценить эффективность управленческой деятельности?» и др.
От ответа на эти вопросы напрямую зависит оценка эффективности управления и деятельности предприятия в целом. А адекватная оценка эффективности является фундаментом для принятия управленческих решений, определяющих направления дальнейшего развития предприятия.
Всё сказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Целью работы является изучение оценки экономической эффективности управления и путей её повышения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность управления;
- охарактеризовать сущность эффективности управления;
- изучить показатели и методы оценки экономической эффективности управления;
- дать краткую характеристику объекта исследования;
- дать оценку экономической эффективности деятельности предприятия;
- оценить экономическую эффективность управления;
- рассмотреть возможные пути повышения эффективности управления.
Объектом исследования является АО «Новгородоблэлектро». Предмет – экономическая эффективность управления предприятием.
При написании работы использовались учебники различных авторов: О.С.Виханского, Л.А.Жигун, П.А.Михненко и др. Кроме того, в процессе работы были изучены научные статьи таких авторов, как Евграфова Л. Е. , Карамулдина А.А., Синявец Т.Д.
Так, в работе Евграфовой Л. Е. рассмотрены факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента предприятия. Карамулдина А.А. посвятила свою работу определению понятия эффективности менеджмента организации.
Синявец Т.Д. рассмотрела проблемные аспекты методики анализа и оценки эффективности менеджмента.
При выполнении работы использовались такие методы, как классификация, анализ, синтез, динамический и структурный анализ.
1. Теоретические основы оценки эффективности управления
1.1 Понятие и сущность эффективности управления
Для определения сущности понятия управления рассмотрим его определение в различных словарях (табл.1)
Таблица 1
Определения понятия «управление»
Источник |
Определение понятия «управление» |
Философская энциклопедия |
Функция организованных систем, возникших естественным или искусственным путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах[33] |
Толковый словарь Ушакова |
Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти[32] |
Словарь бизнес-терминов |
Руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства наряду с землей, трудом и капиталом[30] |
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология |
Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояния объекта управления, выбор управляющих воздействий и их реализацию[1] |
Сравнивая приведённые определения, можно сделать вывод, что в самом общем виде управление представляет собой вид деятельности, при котором люди направляют и организуют деятельность людей, функционирование машин и механизмов и т.д. для достижения поставленных целей.
При этом важно подчеркнуть, что термин «управление» может использоваться для обозначения целенаправленного воздействия человека на любые компоненты внешней среды – отдельных людей или социальные группы, общество, объекты живой и неживой природы, технику и т.д.
Управление как процесс предполагает взаимодействие двух систем – управляющей и управляемой.
При этом управляющая система называется субъектом управления, управляемая – объектом[3].
Поскольку управление представляет собой вид человеческой деятельности, то субъектом управления является лицо, либо группа лиц, которые осуществляют управляющее воздействие[9].
На уровне организации управляющее воздействие может оказываться руководителями и менеджерами на всех уровнях организационной иерархии. Чем сложнее организация и её система, тем большее количество субъектов должны участвовать в управлении[4].
В свою очередь, всё, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления – это объекты управления.
Объектами управления могут выступать как отдельные индивиды, так и отношения между ними, различные виды производственных ресурсов и т.д (рис.1).
Рисунок 1 - Объекты управления
Рассматривая взаимодействие субъекта и объекта управления в организации необходимо отметить, что при этом должна обеспечиваться общность целей. Только в этом случае будет достигаться эффективность управления[7].
Сущность понятия эффективности в общем виде проявляется в соотнесении результата и затрат на его получение.
Применительно к процессу управления конечный результат называют эффектом управления, который представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления состоит из элементов, представленных на рисунке 2.
Экономический эффект
имеет непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях
Эффект управления
Социальный эффект
принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.
Социально-экономический эффект
Комплексно сочетает в себе экономическую выгоду и социальную стабильность и спокойствие, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект)
Рисунок 2 – Составляющие эффекта управления[13]
Общий управленческий эффект представляет собой совокупность представленных трёх эффектов. Однако получить общий эффект как простую сумм эффектов не представляется возможным, поскольку все они имеют различные измерители[10].
Что касается эффективности применительно к управлению предприятием, то она проявляется в максимизации результатов при минимизации затрат[1].
Эффективность можно представить в виде следующего соотношения:
(1)
На основе этого соотношения видно, что для повышения эффективности имеются два основных пути – повышение эффекта и снижение затрат.
При этом под затратами могут подразумеваться материальные, трудовые, финансовые затраты и т.д.
Рост эффективности может быть связан с мерами по снижению любых из этих затрат.
С точки зрения организации управления одним из наиболее важных источников затрат является аппарат управления.
Довольно просто измерить эффективность производства, где затраты и результаты имеют как правило стоимостную оценку[11].
Кроме того, от момента осуществления затрат до получения результатов проходит немного времени – длительность производственного цикла[6].
Однако эффективность менеджмента измерить достаточно сложно, поскольку здесь не всё так очевидно. Результатом труда менеджера является управленческое решение.
В свою очередь результатом управленческого решения является оптимизация процесса управления, эффект от которой может наступить в долгосрочной перспективе, также может быть «размазанным», что затрудняет оценку эффективности управления[5].
При этом оценка эффективности управления крайне важна, поскольку отрицательные последствия управленческих решений могут оказать разрушительное воздействие на организацию.
Поэтому далее рассмотрим основные подходы к оценке эффективности управления предприятием.
1.2 Подходы и критерии оценки эффективности управления
Можно выделить следующие подходы к оценке эффективности управления (рис.3)
Рисунок 3 – Подходы к оценке эффективности управления
Кроме представленных на рисунке, существуют ещё следующие подходы к оценке эффективности управления.
- Эффективность управления оценивается по показателям эффективности объекта управления[6].
То есть эффективность системы управления предприятием оценивается по показателям эффективности производства, эффективность управления маркетингом оценивается показателями сбыта и т.д[7].
Данный подход подкрепляется следующими аргументами[16]:
- производственная система и система управления едины, при этом именно производственная система первична. То есть на её основе строится процесс управления, который обслуживает процесс производства.
- система управления является частью общеорганизационной системы, направленной на достижение её эффективности, поэтому эффективность системы управления должна оцениваться по показателям эффективности всей системы.
- система управления обеспечивает управляемый объект (организацию) ресурсами, регулирует основной производственный процесс, контролирует его эффективность. Поэтому эффективность управляемого объекта достигается эффективностью системы управления.
- Качественный подход.
В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия качественными показателями могут выступать: простота организационной структуры, оптимальность коммуникаций, уровень сложности и однородности решаемых подразделениями задач и т.д[8].
При оценке стоимости организации в настоящее время оценивается и эффективность системы управления, которая оценивается на основе экспертных оценок по следующим показателям: общие и частные цели управления, функции управления, организационная структура, процесс управления, методы управления и разработки управленческих решений, технические средства управления и т. д[22].
Непосредственно эффективность организационной структуры может быть оценена по таким критериям, как состав и количество структурных звеньев, число уровней иерархии, затраты на содержание аппарата управления и т. д.
- Подход на основе реализации ресурсного потенциала предприятия[7]:
(2)
где Пв – потенциальные возможности системы;
Ив – использование возможностей системы;
Уп – удовлетворение потребностей.
Потенциальные возможности системы управления могут включать такие ресурсы, как кадровые, информационные, основные и оборотные средства, инновационные и т.д.
Таким образом, в соответствии с этим подходом, наиболее эффективна такая система управления, которая максимально использует имеющиеся в распоряжении организации ресурсы[21].
4.Подход с точки зрения заинтересованных групп[8].
В соответствии с этим подходом, эффективность управления оценивается по степени удовлетворения требований и критериев этих групп. Эти группы могут быть по отношению к организации как внутренними, так и внешними [29].
Для каждой группы эффективность управления будет оцениваться по критериям удовлетворения её запросов, причём у каждой группы эти критерии разные (табл.2)
Таблица 2
Критерии эффективности управления различных заинтересованных групп[28]
Заинтересованная сторона (лицо; группа лиц) |
Критерий организационной эффективности |
1) собственники // владельцы организации |
норма прибыли / рентабельности (и ее производные) |
2) сотрудники |
удовлетворенность рабочим местом; зарплата; качество управления |
3) потребители |
качество товаров и услуг |
4) кредиторы |
кредитоспособность и надежность организации |
5) местное сообщество |
степень участия организации в деятельности местного сообщества |
6) поставщики |
удовлетворительные взаимосвязи / взаиморасчеты |
7) правительство |
подчинение законодательству и нормативным регулирующим актам |