Файл: Осοбеннοсти мирοвοззренческих οснοв физическοй культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальнοсть. Физическая культура играет важную рοль в фοрмирοвании личнοсти сοвременнοгο челοвека.

Физическая культура и спοрт рассматриваются исследοвателями не тοлькο как элемент οбраза жизни и в целοм культуры οбщества, нο и как средствο физическοгο развития, вοспитания и укрепления здοрοвья. Физкультурнο-спοртивная деятельнοсть выступает фактοрοм фοрмирοвания духοвных, нравственных устοев челοвека. С тοчки зрения явлений οбщественнοй жизни физическая культура – этο сοциальный, идеοлοгический институт, спοсοбствующий всестοрοннему и гармοничнοму развитию личнοсти.

Οднοй из οснοвных прοблем физическοгο вοспитания является фοрмирοвание ценнοстнοгο οтнοшения οбщества и личнοсти к физическοй культуре и спοртивнοму стилю жизни.

Правильнοе οсмысление мирοвοззренческих (духοвных) οснοв физическοй культуры пοзвοлит значительнο οбοгатить знания личнοсти.
К сожалению, в современном обществе среди населения пока еще слабо осознаются мировоззренческие и духовные основы физической культуры. Необходим поиск методов и средст донесения основ этих ценностей до подрастающего поколения, так как главной целью физического воспитания является психически и физически здоровая личность.

Цель исследοвания – οпределить οсοбеннοсти мирοвοззренческих οснοв физическοй культуры.

Задачи исследοвания:

1. Изучить οснοвные пοнятия физическοй культуры.

2. Οпределить основы системы физической культуры личнοсти.

3. Рассмοтреть материальные и духοвные ценнοсти физическοй культуры.

Предмет исследοвания – мирοвοззренческие οснοвы физическοй культуры.

Οбъект исследοвания – учебно-воспитательный процесс в вузе.

Методы: анализ научных работ и публикаций; педагогическое наблюдение; анкетирование, индивидуальная беседа; обобщение полученных данных.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается важности выбранной для исследования проблемы. В первой главе рассмотрены теоретические основы функционирования системы физического культуры. Вторая глава представлена в форме опытно-экспериментальной работы. В заключении сделаны основные выводы по теме исследования.


Глава 1. Теоретические основы функционирования системы физического культуры

1.1. Понятие о системе физической культуры

Система – объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.

Для реализации различных потребностей людей государство создает соответствующие системы, позволяющие удовлетворить определенные об­щественные и личные нужды. Так, для обучения и воспитания в стране функционирует система дошкольного, школьного общего образования; начального, среднего, выс­шего и после вузовского профессионального образования; для лечения людей существует система здравоохранения и т.д.

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим заня­тиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенство­вания человека играет система физической культуры.

Система физической культуры – это упорядоченная совокупность государственных органов, общественных организаций и граждан, осуществляющих деятельность в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической культуры можно выделить составные части (элементы) и их определенные взаимосвязи, взаимоотношения (структуру).

В качестве составных частей системы физической куль­туры можно выделить три функционально-автономных и качественно сво­еобразных блока: блок непосредственной реализации целей физической культуры, блок обеспечения и блок управления (рис. 1).

Ядром системы физической культуры является непосредственная дея­тельность по использованию физической культуры по государственной и общественно-самодеятельной линии.

Необходимо отметить, что каждая составная часть системы физичес­кой культуры тоже своего рода система, только более мелкая, подчинен­ная, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система. В частности, можно говорить о системе управления физической культурой на федеральном и муниципаль­ном уровнях, системе научно-методического обеспечения, системе физ­культурно-оздоровительной и спортивно-рекреационной работы среди на­селения, системе подготовки спортсменов и т.д.


 

Рис. 1. Структурно-функциональная модель системы физической культуры

Система имеет свою структуру, а в отношении среды, окружающей ее, она имеет «вход» и «выход». Воздействия соци­альной среды на систему физической культуры называют входными, а ее реакцию на эти воздействия — выходными параметрами.

Чтобы система физической культуры функционировала, она получает извне (на входе) соответствующие общественные ресурсы (людские, материальные, духовные).

Сама деятельность системы представляется как процесс преобразова­ния общественных ресурсов. На выходе «продукция» системы поступает во внешнюю среду и используется другими общественными системами.

1.2. Основы системы физической культуры

К основам системы физической культуры относят: мировоззренческие, правовые, научно-методические, программно-нормативные, организационные.

1.  Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3.  Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.


Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.


По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ.

Глава 2. Организация исследования

2.1. Материалы и методы

Формирование социально-духовных ценностей в системе профессионального образования должно быть направлено, прежде всего, на утверждение в сознании студентов мировоззрения, а в контексте нравственного здоровья - на создание комплекса мотивационной и потребностной сферы жизнедеятельности (17). Система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, степень ответственности за действия и поступки в отношении самого себя и других людей, духовность, связанная с истинами добра, любви, красоты играют важную роль в структуре личности будущего специалиста (6).

При разработке педагогической технологии экспериментально определен оптимальный вариант распределения программного материала и основной формы содержания учебных занятий:

- выявлен состав учебных элементов и их логическая взаимосвязь;

- обоснована последовательность изучения разделов курса, структура и формы содержания занятий;

- выбраны методические приемы, методы и средства учебной ^ деятельности, отражающие особенности курса;

- определены временные критерии освоения учебных элементов. Целью этого исследования являлось повышение эффективности

процесса формирования социально-духовных ценностей студента в структуре физической культуры личности на основе поиска оптимальных вариантов распределения программного материала и содержания учебных занятий с учетом всех составляющих социально-духовных ценностей.

Формирование научного мировоззрения, активного отношения к труду, эстетических и нравственных качеств, социально-духовных ценностей в процессе воспитания физической культуры связано с общими задачами целостного воспитательного процесса, но решение их детерминировано специфическими средствами и методами, присущими только физической культуре и спорту. К специфическим средствам и методам относятся и условия, в которых они применяются. А они, как известно, в определенных ситуациях концентрированно отражают реалии жизни, способствуют выявлению и проявлению черт характера, чувств, взаимоотношений, взглядов, убеждений и т.п. Именно в этом и актуализируется значимость физической культуры и спорта в воспитании социально-духовных ценностей личности. При этом мировоззрение является ведущим компонентом в их структуре, которое как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, основанные на знании, социальном и личном опыте, которые органически связаны с развитием, способностью теоретического мышления, проявлением высоких интеллектуальных чувств, сознательно целеустремленной волей. Взгляды в области физической культуры - это принятие в качестве достоверных идей научно-теоретических и методических положений, концепций, ценности феномена физической культуры. Они объясняют психолого-педагогические и физиологические закономерности развития и воспитания физических, интеллектуальных и духовных качеств личности средствами физической культуры, философию необходимости гармонии телесных и духовных сил, приоритета физкультурных знаний в физическом воспитании как основы механизма физкультурной деятельности, физического самосовершенствования. Органическими свойствами физкультурных убеждений являются чувства, ощущения и эмоции, такие как радость познания, эстетические наслаждения, оптимизм, целеустремленность, уверенность, бодрость, прилив сил, потребность в деятельности и активной физической работе. Непреклонная воля - важный элемент мировоззрения, которое не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевыми действиями.