Файл: «Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Понятия и правовые основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

1.2 Сущность и признаки оперативно-розыскных мероприятий

ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. ОРМ «Опрос».

2.2. ОРМ «Наведение справок».

2.3. ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования».

2.4. ОРМ «Проверочная закупка»

2.5. ОРМ «Исследование предметов и документов»

2.6. ОРМ «Наблюдение».

2.7. ОРМ «Отождествление личности»

2.8. ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

2.9. ОРМ «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений»

2.10. ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».

2.11. ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».

2.12. ОРМ «Оперативное внедрение».

2.13. ОРМ «Контролируемая поставка»

2.14. ОРМ «Оперативный эксперимент»

2.15. ОРМ «Получение компьютерной информации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что принятая в 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым демократическим государством. Одним из признаков такого государства выступает верховенство права и гарантия прав и свобод человека. Проводимые в Российской Федерации реформы, направленные на создание рыночной экономики, правового государства и формирование гражданского общества, сопровождаются обострением криминогенной ситуации. На этом фоне проявляется устойчивая тенденция роста коррупции, распространения организованных форм преступности. В сложившихся условиях от органов, осуществляющих оперативно-розыскную, требуется принятие адекватных мер для эффективного исполнения правоохранительной функции государства.

Оперативно-розыскная деятельность как особый вид юридической деятельности на всем протяжении развития советского, а затем Российского государства осуществлялась в целях борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка специально образованными государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными на то должностными лицами. Эта деятельность была подчинена интересам успешного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Ее главным назначением была и есть эффективная защита с помощью ОРМ охраняемых законом прав и интересов государства, общественных организаций и граждан. Таковы исходные положения, определяющие государственный характер ОРД органов внутренних дел, ее место в системе государственных мер борьбы с преступностью.

Современную организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОВД, нельзя представлять себе как простую совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Борьба с преступностью в современном обществе — это сложный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. К таким специальным мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными средствами и методами. Они тесно связаны с другими мерами, применяемыми государственными и общественными организациями, и определяют направленность ОРД в целом.

В теории предпринимались многочисленные попытки обозначить суть всей негласной работы терминами «сыскная», «оперативная» деятельность. В законодательных актах закрепление получил термин «оперативно-розыскная деятельность».


Целью настоящей работы – дать общую характеристику оперативно-розыскных мероприятий.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

1.Рассмотреть понятия и правовые основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.

2. Проанализировать виды оперативно-розыскных мероприятий.

3. Выявить особенности и условия проведения разных видов оперативно-розыскной деятельности.

Предметом работы является оперативно-розыскная деятельность.

Объектом – оперативно-розыскные мероприятия.

Теоретической основой работы стали труды отечественных исследователей, ученых, работников оперативных подразделений ОВД, статьи в специальной и периодической печати, Интернет-ресурсы.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Понятия и правовые основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ в статье 1 раскрывает понятие оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД): «Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [4].

Оперативно-розыскная деятельность имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.


Оперативно - розыскная деятельность – это деятельность уполномоченных органов по предотвращению совершения преступлений и розыску лиц, готовящихся совершить преступление, либо совершающих или совершивших преступление [26, с.36].

Одной из задач оперативно - розыскной деятельности является обнаружение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также определение лиц, готовящихся совершить преступление либо совершающих или совершивших преступление.

Так, с целью выявления лиц, готовящихся совершить преступление, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нередко применяют оперативное внедрение.

Оперативный сотрудник внедряется в преступное сообщество с целью выявить готовящееся преступление, а также установить лица, которые собираются его совершить. Кроме того, внедренному оперативному сотруднику необходимо определить распределение ролей в организованной преступной группе или преступном сообществе.

Нередко оперативное внедрение сопровождается фото- или видеосъемкой, а также с прослушиванием телефонных переговоров участников преступления. Данные фото- и видеоматериалы служат доказательствами в суде, которые свидетельствуют о причастности лиц к совершению преступления[26, с. 72].

Другой задачей ОРД является розыск лиц, совершивших преступление и уклоняющихся от следствия, дознания либо суда.

Для того чтобы найти скрывающегося человека, необходимо установить лиц, которые могут оказывать ему помощь и контактировать с ним. Для этого наводятся справки, прослушивается телефон и контролируется вся почтовая корреспонденция.

Осуществляют оперативно - розыскную деятельность:

органы внутренних дел,

таможенные органы РФ,

Федеральная служба безопасности,

Служба внешней разведки,

Федеральная служба исполнения наказаний,

Федеральная служба охраны,

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [26, с.74].

Данные органы обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в соответствии с задачами и целями, закрепленными в законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Полномочия данных органов определяется в законах, регулирующих деятельность конкретного органа.

Так, например, Федеральная служба безопасности осуществляет оперативно - розыскную деятельность в рамках борьбы с терроризмом, в рамках расследования незаконного пересечения границы РФ, в рамках контрразведывательной деятельности [28, с.112].


Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности» строго определяет круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, круг оперативно розыскных мероприятий, а также основания и условия осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут осуществлять только те мероприятия, которые указаны в законе «Об ОРД».

Лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, имеет право пользоваться услугами защитника с момента задержания. ОРМ, нарушающие тайну почтовой корреспонденции и телефонных разговоров, а также неприкосновенность жилища, должны проводиться только после вынесения определения суда. Для проведения ОРМ у органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, должны быть основания, предусмотренные законом «Об ОРД» [22].

2 августа 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности», (далее закон «Об ОРД»), который закрепляет задачи данной деятельности, гарантии соблюдения закона при ее проведении, а также ее принципы и отдельные мероприятия [4].

Данный закон регулирует деятельность должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскные мероприятия только на территории Российской Федерации.

С момента принятия закон неоднократно менялся, и последние изменения были приняты 23.12.2013 года.

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УПК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (таким образом устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью) [25, с.88].

Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, виды доказательств и способы их собирания, уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.

Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности [25, с.87].


Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Виды и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом большинство ОРМ проводятся сотрудниками полиции негласно, то есть скрыто.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень ОРМ, которые могут быть проведены, данный перечень является оконченным и может быть добавлен только внесением поправок в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), - Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний [26, с.36].

Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [22].

Важно отметить, что такие сведения получаются от агентов оперативных сотрудников, задержанных лиц и т.д., при этом данные сведения должны быть оформлены надлежащим образом в рамках дел оперативного учета, оперативной проверки, агентурных донесений и т.д., но, к сожалению, в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, которая охраняется законом «О государственной тайне», защите получить доступ к таким основаниям бывает очень затруднительно.

3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица) [20, с.124].