Файл: Программа основного общего образования 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2517

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

2.3. Примерная программа воспитания

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел программы основного общего образования

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования

3.2. Примерный План внеурочной деятельности

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО



ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ



2022

Содержание


1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования 4

1.1. Пояснительная записка 4

1.1.1. Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования 4

1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования 5

1.1.3. Общая характеристика примерной основной образовательной программы основного общего образования 8

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика 9

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11

1.3.1. Общие положения 11

1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов 14

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур 19

2. Содержательный раздел программы основного общего образования 23

2.1. Примерные Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей 23

2.1.1 РУССКИЙ ЯЗЫК 23

2.1.2 ЛИТЕРАТУРА 80

2.1.3 АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 118

2.1.6 ИСТОРИЯ 181

2.1.7 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 234

2.1.8 ГЕОГРАФИЯ 272

2.1.9 МАТЕМАТИКА 313

2.1.10 ИНФОРМАТИКА 358

2.1.11 ФИЗИКА 379

2.1.12 БИОЛОГИЯ 411

2.1.13 ХИМИЯ 452

2.1.14 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 475

2.1.15 МУЗЫКА 515

2.1.16 ТЕХНОЛОГИЯ 565

2.1.17 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 613

2.1.18 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 642

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 669

2.2.1. Целевой раздел 669

2.2.2. Содержательный раздел 670

2.2.3. Организационный раздел 694

2.3. Примерная программа воспитания 697

2.3.1. Пояснительная записка 697

2.3.2. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса 699

2.3.3. Цель и задачи воспитания 701

2.3.4. Виды, формы и содержание деятельности 706

2.3.5. Основные направления самоанализа воспитательной работы 724

2.4. Программа коррекционной работы 728

2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы 730

2.4.2. Перечень и содержание направлений работы 731

2.4.3. Механизмы реализации программы 735

2.4.4. Требования к условиям реализации программы 738

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы 740

3. Организационный раздел программы основного общего образования 741

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования 741

3.2. Примерный План внеурочной деятельности 752

3.2.1. Примерный календарный учебный график 752

3.2.2. Примерный план внеурочной деятельности 752

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы 757

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО 774

3.4.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 776

3.4.2. Описание психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 784

3.4.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования 786



1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы
основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели реализации основной образовательной
программы основного общего образования


Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.

Основная образовательная программа основного общего образования, создаваемая образовательной организацией, является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования


В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования лежат следующие принципы и подходы:

  • системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;

  • обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;

  • принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

  • принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение объема учебной нагрузки в соответствие с требованиями действующих санитарных правил и нормативов.


Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

  • с переходом от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

  • с формированием у обучающегося типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания — представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы), характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений подростка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • обостренной в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, что порождает интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, которые вызваны противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом и выражаются в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

  • изменением социальной ситуации развития: ростом информационных нагрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации.

1.1.3. Общая характеристика примерной основной образовательной программы основного общего образования


Программа основного общего образования разрабатывается в соответствии со ФГОС основного общего образования и с учетом Примерной основной образовательной программой (ПООП).

Примерная основная образовательная программа, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», — это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный план, учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, иные компоненты), определяющая объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается на основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения.

Таким образом, ПООП основного общего образования содержит документы, развивающие и детализирующие положения и требования, определенные во ФГОС ООО. Образовательная организация, в свою очередь, разрабатывая основную образовательную программу, использует содержащуюся в ПООП документацию с учетом своих возможностей и особенностей осуществления образовательной деятельности.

Примерная основная образовательная программа включает следующие документы:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  • рабочую программу воспитания;

  • программу коррекционной работы;

  • учебный план;

  • план внеурочной деятельности;

  • календарный учебный график;

  • календарный план воспитательной работы (содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения);

  • характеристику условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Тематическое планирование выделено в отдельный документ, который не входит в текст данного документа, но его можно найти на сайте https://edsoo.ru/.