Файл: Введение 2 Основная часть 3 Заключение 13 Список использованных источников 14.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наличие нескольких комплектов данного оборудования дает возможность вести одновременное групповое наблюдение и видеть влияние отдельных тренировок и степень восстановления после них сразу по группе спортсменов: была ли одинаково тяжела конкретная тренировка для всех спортсменов, каковы сроки восстановления после нее в целом по группе и у отдельного спортсмена, в частности.
Исследование организма в рамках диагностики функционального состояния спортсмена возможно осуществить при помощи реографа, который позволяет определять объем крови и ударный объем сердца. В совокупности со значениями концентрации гемоглобина эти показатели позволяют определить абсолютное значение содержания гемоглобина в организме, который является более информативным показателем, нежели концентрация гемоглобина в крови [6].
Ударный объем сердца отражает размеры левого желудочка и его способность к большему наполнению и сердечному выбросу. В совокупности с мощностью левого желудочка данные показатели отражают способность сердца к выполнению механической работы по выталкиванию крови и возможности к экономизации этой деятельности.
С использованием аппаратно-программного комплекса КМ-АР-01 «Диамант» (реограф) может также проводиться оценка компонентного состава тела.
Оценка компонентного состава тела проводится на основе измерения импеданса (проводимости импульсов) и позволяет определять абсолютное и относительное содержание мышц, жира, воды, объема крови, ударного объема крови. Диагностическая процедура проводится в состоянии покоя лежа, ее длительность — 5 мин.
Изменение процентного содержания жира и мышц сказывается на работоспособности, а также отражает характер проводимой работы. При чрезмерных нагрузках преобладают процессы катаболизма, ведущие к потере мышечной массы и снижению работоспособности. Неадекватное повышение количества скоростной работы зачастую может приводить к снижению мышечной массы и повышению жировой, что является еще более негативным фактором, так как помимо уменьшения мышц приводит к увеличению балластной жировой массы.
Воздушное измерение состава тела осуществляется с помощью другого аппаратно-программного комплекса — плетизмографа.
Плетизмограф — аппарат для графического определения колебаний объема различных составляющих тела в зависимости, главным образом, от степени их кровенаполнения (
BodPod).
Система BodPod измеряет состав тела, определяя объем тела и его массу. Перед измерением в течение двух часов у испытуемого не должно быть никаких физических нагрузок. Атлет должен быть полностью отдохнувшим, в стадии гидратации, так как увеличение температуры мышц может оказать негативное влияние на результат. При помощи весов измеряется масса тела. Объем тела измеряется путем вычисления разности объема камеры до и во время нахождения спортсмена в камере. После определения этих параметров вычисляется плотность тела испытуемого, автоматика производит вычисления, и на экране появляются результаты измерений [4, 8].
Метод газоразрядной визуализации (ГРВ) также основан на использовании современных ИТ, компьютерной обработке больших массивов информации и формировании заключений и является одним из современных способов анализа психофизиологического состояния человека. Разработан в Санкт- Петербургском НИИ физической культуры.
Это уникальный современный биоэлектрографический метод функциональной экспресс-диагностики, основанный на эффекте Кирлиан. Он позволяет визуализировать биологическое излучение с поверхности тела человека, усиленное электромагнитным полем, а также осуществлять как индивидуальную диагностику, так и ранжирование спортсменов внутри группы.
Применение метода ГРВ в научных исследованиях открывает перспективы для создания удобной информативной методики для ежедневной работы тренера, облегчает контроль за самочувствием спортсмена, состоянием тренированности и здоровья, способствует принятию более обоснованных решений при планировании тренировочного и соревновательного процесса. Также возможно изучение состояния готовности спортсменов к выполнению соревновательных упражнений, базирующихся на принципах психофизики, констатирующих связь физиологических и биоэнергетических состояний спортсменов с их ощущениями, эмоционально-волевыми переживаниями, мотивацией и состояниями сознания обследуемых.
Метод ГРВ-биоэлектрографии дает возможность фиксировать и наблюдать трансформацию биоэнергетического поля спортсмена под влиянием его мотивов, мыслей, эмоций и упражнений в аутогенной или идеомоторной тренировке, в умственном моделировании соревновательных упражнений.
Получаемые в биоэлектрографических исследованиях ГРВ- граммы позволяют с определенной степенью достоверности давать прогноз соревновательной успешности спортсмена. Именно в этом и состоит основная ценность и практическая значимость метода ГРВ применительно к исследованиям спортсменов.
Для решения научно-исследовательских задач могут использоваться также те ИТ, которые получили распространение в практике проведения спортивных соревнований для регистрации и обработки результатов участников.
На данный момент имеется широкий спектр аналитических программ соревновательной деятельности на основе просмотра видеозаписей соревнований, но самый большой интерес представляет оперативная обработка текущих событий [5].
Перспективным направлением научных исследований является разработка различных компьютерных технологий оперативного управления соревновательной деятельностью в спорте.
В научных исследованиях, посвященных проблемам оздоровительной физической культуры, возникает необходимость оценки функциональных возможностей занимающихся, проведения мониторинга их здоровья и физической подготовленности. Примером программно-аппаратного комплекса для решения этих вопросов является технология, предложенная фирмой Netpulse Communications, Inc (США), которая оснащает гимнастические клубы и фитнес-центры так называемыми интернет-терминалами,вмонтированными в тренажерное оборудование. Установленные сенсорные экраны позволяют занимающимся фиксировать результаты тренировок и оценивать достижения за определенный промежуток времени. Исследователь, имея доступ к базе данных, получает возможность собрать и обработать полученную информацию с тем, чтобы в дальнейшем оценить эффективность того или иного режима занятий и дать научно-методические рекомендации.
Использование ИТ при проведении научного исследования возможно также в случае применения тепловидения (термографии) — метода диагностики, основанного на регистрации инфракрасного излучения на поверхности кожи человека. Помимо прикладного назначения в качестве средства диагностики в физиотерапии, спортивной медицине, фитнесе и т. д., данный метод может применяться в научно-исследовательских целях.
Термограммы человеческого тела (распределение температуры по его поверхности) содержат очень ценную информацию. Визуализированные температурные поля дают возможность иметь представление о периферийном кровотоке и получать сведения о глубинных процессах, которые протекают в организме [9].
Заключение
Таким образом, современное научное исследование в сфере физической культуры и спорта немыслимо без применения информационных технологий, которые могут быть использованы на различных его этапах: на
этапе диагностики, при осуществлении моделирования, обработки статистического материала, на этапе оформления и презентации основных результатов научной работы.
Список использованных источников
-
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008.– 192 с. -
Казакевич Н.Н., Пономарев В.В. Физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2019. – 114 с -
Карпенков С.Х. Современные средства информационных технологий: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: КноРус, 2009.– 400 с. -
Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. М.: Дашков и Ко, 2012. 308 с. -
Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): учебное пособие. М., 2008. –61 с. -
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2006.– 256 с. -
Новые педагогические и информационные технологии в си-стеме образования: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. М.: Академия, 2008. –272 с -
Основы информационной компетентности студентов-бакалавров: учебное пособие [Электронный ресурс] / Н. В. Васильева; Научная библиотека. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. –214с. -
Рязанова З.Г., Янов В.В. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 194с.