Файл: Избирательное право и избирательная система в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, может устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом или законом субъекта Федерации продолжительности и срока проживания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Не менее половины депутатов или даже все избираются по пропорциональной системе, либо применяется смешанная избирательная система (пропорционально-мажоритарная).

До установления в декабре 2004 г. нового порядка выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводились в двух основных формах: прямыми выборами (преимущественно) и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан).

Система избрания глав муниципальных образований населением во многом напоминала систему избрания Президента РФ: предусматривалось избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования. Ныне законами субъектов о проведении муниципальных выборов определена избирательная система избрания глав муниципальных образований, это либо мажоритарная система абсолютного большинства, либо относительного.

Порядок подготовки и проведения выборов в законодательные собрания с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов, которые обычно возлагаются на представительный орган местного самоуправления, сроки проведения отдельных избирательных действий, финансовое обеспечение выборов.

Образуются участковые избирательные комиссии, которые выверяют списки избирателей, извещают избирателей о дате, времени и месте голосования. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средств массовой информации. По общим правилам, соответствующим федеральному уровню, проходят голосование и определение результатов голосования. Помимо этого федеральное законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан, регламентирует создание и функционирование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», федеральную целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, организацию системы учета (регистрации) российских граждан, обладающих активным избирательным правом.


4. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЛЕТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Демократическая политическая система предполагает наличие выборов, верховенство народной воли, ее воплощение в деятельности государственной власти через представительные институты. Проблема реализации гарантированных Конституцией прав имеет две стороны правовую и политическую. Юридическим основанием избирательных прав гражданина Российской федерации является Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но, как показывает практика, эффективность реализации избирательного права зависит от ряда условий, в том числе, не носящих юридический характер. К таковым в первую очередь относятся тип взаимодействия институтов власти и гражданского общества.

Изменившиеся партийное и избирательное законодательства на федеральном и региональном уровнях в течение 2001 -2006 гг. привели к формированию так называемой «управляемой демократии». Ограничения и ужесточения партийного и избирательного законодательства, оправдывались необходимостью стабилизации системы, сохранению жизнеспособности российского государства. Запрет на деятельность региональных политических партий и образование предвыборных блоков, отмена выборности губернаторов - диктовались угрозами нарастающего сепаратизма в регионах, способствовали консолидации элит; отмена графы «против всех» - снимали возможность участившихся срывов выборов; лишение депутатов, избранных по партийным спискам, права переходить в другие партии, постепенное повышение заградительного барьера для партийных списков, введение чисто пропорциональной системы на выборах в Госдуму - способствовало укрупнению политических партий и структурированию российского политического пространства. Политологи констатировали: управляемость повысилась, а степень демократичности общества, значит, и возможности общества влиять на принятие политических решений заметно снизилась.

В современных политических условиях, учитывая рост политической культуры общества и наличие «запроса» на демократию со стороны формирующегося гражданского общества, а также провозглашенный президентом курс на модернизацию, назрела необходимость внести изменения, отвечающие потребностям дальнейшего развития. Например, снижение заградительного барьера с установленных ранее 7% до 5%, что будет способствовать созданию демократического конкурентного поля. Модернизация, была невозможна без демократизации и децентрализации, что требовало пересмотра системы представительства регионов в центре. Решение о смене выборов губернаторов на их прямое назначение в 2004 году имело значение для сохранения целостности страны, сегодня - это не что иное, как возможность манипулировать региональной властью.


Отмена графы «против всех» и отмена нижнего порога явки избирателей также создают проблему в реализации избирательных прав граждан. Сторонники отмены порога явки также ссылаются на опыт западных стран, таких как США, Канада, Испания, Великобритания и Франция, где отсутствует нижний порог, но в этих странах оговорен набор средств, помогающих избежать срывов выборов, а граждане политически неактивны по причине доверия молчаливого большинства властям. В России же низкая явка на избирательные участки обусловлена недоверием со стороны населения, и, как следствие, говорит о не легитимности существующей власти. Ликвидация графы «против всех» привела к ослаблению внимания населения к выборам, уменьшению активности, снижению доверия избирателей к выборному процессу.

Реализация избирательных прав сталкивается с проблемами, спровоцированными сложившейся системой «управляемой демократии». Статья 32 действующей Конституции гласит: граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Каждый гражданин РФ имеет право непосредственно решить, кому делегировать право представлять интересы в управлении делами государств. Любая избирательная система, искусственно ограничивающая гражданина в этом конституционном праве, не удовлетворяет условиям существования и эффективного функционирования гражданского общества. Чем меньшее количество граждан имеет своего представителя (представителей - на разных уровнях власти) для управления государством, тем менее эффективна избирательная система; и наоборот - чем большее количество граждан получают своих представителей на разных уровнях власти - тем демократичнее избирательная система.

Исключительно пропорциональная избирательная система имеет существенный недостаток: вопреки ст. 19 действующей Конституции эта система нарушает равные избирательные права, во-первых, в зависимости от принадлежности или не принадлежности к партии, во-вторых, в виду невозможности избирателей влиять на порядок кандидатов в списке, что ведет к превращению его формирования, по сути, в назначение тех или иных кандидатов в депутаты. Фактически день выборов при пропорциональной системе для большинства граждан - это своеобразный «Юрьев день», когда избиратель, придя на участок, выбирает список людей, который с легкостью может поменяться, т.к. сегодня ситуация такова, что избиратель голосует за список, а уже внутри него все места распределены. Следовательно, пропорциональная система не только не дает гражданам своих представителей для управления государством, но еще и неконституционна в силу того, что лишает человека права выбора. Чтобы решить эту проблему эксперты предлагают использовать открытые списки, когда избиратели голосуют не только за партию, но и за кандидатов внутри партийного списка при этом ранжируя их в порядке убывания симпатий. Таким образом, меняются стимулы, по которым проходят выборы, избиратели имеют представление, кто непосредственно несет перед ними ответственность за представительство интересов и дальнейшее принятие решений.


Политическая модернизация, включая в себя демократизацию избирательной системы, следующим шагом подразумевает обязательную либерализацию закона о партиях. И избирательное законодательство, и партийное должны дополнять друг друга, содержать единую общую философию.

Таким образом, стоит вопрос о закреплении в законе таких механизмов, четких и ясных правил, которые бы обеспечивали достаточно полную реализацию гарантий избирательных прав граждан на выборах любого уровня. Избирательное законодательство должно гарантировать справедливые правила игры, возможность гражданам свободно выдвигаться и становиться кандидатами. Роль государства в этом смысле - определять технические правила осуществления политической конкуренции, с минимальным вмешательством в этот процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки

Именно на реализацию избирательных прав граждан, направлено всё законодательство о выборах и вся деятельность участников избирательного процесса - избирателей, партий, кандидатов, избирательных комиссий.

Избирательные права граждан Российской Федерации могут быть классифицированы на активное избирательное право и пассивное избирательное право.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» даются следующие определения избирательных прав: активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.


Избирательные права относятся к политическим и находятся в теснейшей взаимосвязи с правом на участие в управлении делами государства.

Реализация избирательных прав в рамках избирательного процесса взаимосвязана с иными конституционными правами и свободами, в частности: свободой мысли и слова; свободой искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д.

В Российской Федерации голосование на выборах является добровольным, отказ от него не влечет никаких правовых последствий для избирателя. Пассивным избирательным правом гражданин обладает также вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Ограничения пассивного избирательного права устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В правовой науке высказываются мнения о необходимости введения в действующую Конституцию Российской Федерации главы «Избирательная система» или закреплении системы принципов избирательного права в главе 1-й Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, оценивая конституционные основы избирательного законодательства, нельзя не признать, что они страдают очевидной недостаточностью и даже «скупостью». Прежде всего это проявляется в том, что в Конституции не получили прямого закрепления принципы избирательного права, так как речь о них идет лишь применительно к президентским выборам. Кроме того, непосредственно в тексте Конституции могло бы найти отражение указание на формирование населением посредством прямых выборов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционного Собрания. Отнюдь не повредило бы эффективному функционированию избирательной системы и прямое закрепление в федеральной Конституции статуса Центральной избирательной комиссии России и всей системы избирательных комиссий. Решение этих и других вопросов позволило бы не только устранить пробелы конституционного регулирования, но и придать дополнительное юридическое значение основным институтам современного российского избирательного права за счет возведения их на конституционный уровень.

Учитывая центральное место конституций (уставов) в правовой системе субъектов Российской Федерации и их воздействие на формирование регионального права, нельзя не признать, что придание основополагающим нормам избирательного права конституционного (уставного) статуса значительно повышает их регулятивный потенциал.