Файл: Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине Теоретические основы электротехники I,II.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАЗВЕТВЛЁННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Список рекомендУЕМой литературы
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЁННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
Список рекомендУЕМой литературы
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
9. Разомкнуть вторичную цепь и измерить токи напряжения.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЁХФАЗНОЙ СИСТЕМЫ,
исследование переходных процессов
список рекомендУЕМой литературы
исследование переходных процессов
В электрических цепях с источником
список рекомендУЕМой литературы
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОГО
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Основные измерения в данной работе производятся по методу Ленца-Столетова на установке, схема которой показана на рис. 2.
Исследуемый магнит помещается в магнитное поле, создаваемое намагничивающей обмоткой, которая подключена к постоянному напряжению. Меняя величину и направление тока в этой обмотке, можно изменять величину и направление магнитного потока магнита.
При замкнутой магнитной цепи (сплошное кольцо или два одинаковых вплотную составленных магнита) напряженность поля может быть вычислена по уравнению
где I – ток, измеряемый амперметром; w– число витков намагничивающей обмотки (указано на стенде); l = 36 см – средняя длина магнитной линии.
Величина магнитного потока в магните определяется по показанию прибора – милливеберметра. Величина индукции вычисляется по показанию прибора по формуле
где S = 1,62 см2 – сечение магнита; wизм – число витков измерительной обмотки (указано на стенде); – отклонение стрелки прибора; К – постоянная прибора (указана на приборе).
Измеряя приращения потока при известных изменениях напряженности поля, можно снять предельную петлю гистерезиса. В состав соответствующей лабораторной установки (рис. 2) входят переключатель S, позволяющий изменять направление тока в намагничивающей обмотке.
Для получения точки 1 предельной петли гистерезиса (рис. 1) нужно изменить направление намагничивающего тока (его значение указано на стенде). При этом осуществляется переход из точки 1 петли гистерезиса в точку 4. Определяемое по отбросу стрелки милливеберметра изменение индукции В1 соответствует удвоенному значению Вмакс.
Для получения точки 2 нужно измерить изменение индукции В2 при переходе в точку 2 из точки 1, для чего нужно перевести переключатель S в среднее положение (выключить ток).
Значение остаточной индукции Br (при H= 0) определяется при этом по формуле Br = Bмакс–
В2.
Для получения точек, лежащих между 2 и 4, также нужно переходить в эти точки из точки 1, измеряя соответствующие изменения индукции (например, В4). Для этого нужно одновременно изменить направление тока и уменьшить его величину с помощью сопротивления R2, что достигается переброской переключателя S из положения 2 в положение 1 при разомкнутом ключе S1.
Перед началом измерений, при установленном значении тока, нужно стабилизировать петлю гистерезиса, произведя 3–4 переключения тока. Эту операцию, при заданном значении тока, надлежит производить в следующем порядке:
- стабилизировать петлю, для точки 1 записать показания прибора;
- выключить ток и для точки 2 записать В2;
- перейти из точки 2 в точку 4 и убедиться в том, что полученное при этом изменение индукции (см. рис. 1) В = В1 – В2.
Измерительная установка также позволяет провести определение линий возврата. Линией возврата называют участок магнитной характеристики, соответствующий изменению индукции при переходе с кривой намагничивания на ось Н = 0. Для этого переводится переключатель из ранее установленного положения (соответствующего точке a рис. 3) в среднее, при котором ток равен нулю, а, следовательно, и Н = 0.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
А. В лаборатории
1. Снять предельную петлю гистерезиса постоянного магнита на установке, изображенной на рис. 2, определив точки 1, 2, 4 (рис. 1) и три точки на спинке кривой размагничивания.
2. Построить с помощью той же установки линии возврата для двух–трех точек на спинке петли.
3. Определить экспериментально изменение индукции (В), вызываемое введением воздушного зазора (0,5 см). Для этого, после намагничивания и отключения тока, один из магнитов отодвигается специальным приспособлением на величину выбранного зазора.
4. Определить экспериментально значение индукции при возвращении магнитов в прежнее положение (т.е. при сближении их до соприкосновения). Полученное значение индукции сопоставить с определенным по линии возврата (точка b) на рис. 3.
Б. Дома
5. Определить расчетным путем изменение индукции (В), вызываемое введением воздушного зазора (0,5 см). Сравнить экспериментально полученное значение индукции (Вr – B) c расчетным значением, определяемым по известной петле гистерезиса при известном отношении lb / lм (точка a на рис. 3).
6. Рассчитать величину зазора в магнитной цепи, при котором в нем будет максимальной энергия магнитного поля.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Указать точки на петле гистерезиса, когда:
1. – в обмотках максимальный ток;
2. – когда ток отключен;
3. – имеется воздушный зазор;
4. – зазор сделан равным нулю.
5. Рассчитать по известной петле гистерезиса и заданному зазору индукцию в магните.
6. Как рассчитать магнитную цепь с воздушным зазором, чтобы в зазоре была максимальная энергия магнитного поля?
7. Как определить по петле гистерезиса – является ли данный материал магнитотвердым?
8. Как экспериментально определить линию возврата?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники / Л.А. Бессонов – М.: Высш. шк., 2000. – С. 446 – 454.
2. Потапов, Л.А. Краткий курс теоретических основ электротехники / Л.А. Потапов – Брянск: БГТУ, 2001. –Ч.2. С. 19 – 23.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОГО
ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Получение навыков моделирования полевых задач с помощью электропроводящей бумаги и освоение методов расчета электростатических полей.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ
1. Ознакомление с оборудованием и приемами моделирования полевых задач.
2. Закрепление методов расчета электростатических полей.
3. Освоение графических методов построения картины поля.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Для трех задач, исследуемых в работе, рассчитать емкость между электродами и положение эквипотенциали, потенциал которой составляет 40 % от приложенного между электродами напряжения.
Расстояние между электродами выбирается в зависимости от номера варианта. Размеры электродов R1 = 120 мм, R2 = 50 мм, R3 = 20 мм.
№ варианта соответствующий номеру недели месяца | a1, мм | a2, мм | a3 мм |
1 | 20 | 100 | 120 |
2 | 30 | 120 | 100 |
3 | 40 | 140 | 140 |
4 | 50 | 160 | 160 |
Порядок выполнения работы
А. В лаборатории
1 С помощью омметра измерить сопротивление полоски бумаги и рассчитать удельную проводимость бумаги.
2. Установить на листе проводящей бумаги электроды на расстоянии друг от друга в соответствии с вариантом задания.
3. Собрать электрическую цепь по схеме (рис. 4).
4 . Снять картину поля, для чего с помощью зонда зафиксировать положение эквипотенциалей через каждые 20 % от напряжения между электродами.
5. Измерить проводимость между электродами. Записать.
6. Вынуть лист белой бумаги с зафиксированными эквипотенциалями
7. Задания по пунктам 2 … 6 выполнить для всех трех систем (рис. 1, 2, 3).
Б. Дома
8. На листе белой бумаги с зафиксированными эквипотенциалями построить силовые линии поля так, чтобы ячейки, образованные пересечением силовых линий и эквипотенциалей, были подобны друг другу и образовывали криволинейные квадраты.
9. По картине поля рассчитать емкость на единицу длины исследуемой системы и сравнить результаты измерений с теоретическими результатами, полученными при подготовке к работе и с результатом по п. 5.. 8.
10. Изобразить эквипотенциаль с потенциалом 40 % от напряжения между электродами и сравнить ее положение со снятой экспериментальной кривой (для всех трех задач).
11. Оформить отчет по работе, содержащей результаты домашней подготовки и результаты экспериментальной части работы.