Файл: Вопрос Особенности использования и принципы отбора документального материала 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.

Так, при отборе документального и художественного материала немаловажным является соблюдение принципа новизны, что является веским аргументом в общей структуре произведения. Новизна сценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации (на что сценаристу необходимо обратить внимание на данном этапе творческого процесса), но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии в ходе дальнейшей работы сценариста. Необходимо также постараться отыскать и задействовать в празднике тех реальных героев, участников и свидетелей событий, которые до сих пор оставались в тени праздничных действ. А в дальнейшей работе над сценарием создать такие условия их сосуществования в ходе праздника, найти такое художественное решение их участия в разворачивающемся действе, которое позволит им надолго остаться в памяти присутствующих, поможет автору создать необходимую атмосферу празднуемого события и достичь желаемого результата.

В процессе отбора художественного материала сценаристам следует обратить внимание на расширение палитры средств выразительности будущего сценария. В ходе творческого отбора нужно разнообразить жанровый спектр сценарного материала, а также стремиться наряду с традиционными средствами художественного воздействия на аудиторию отбирать те средства выразительности, которые ещё недостаточно широко используются в практике режиссуры театрализованных представлений и праздников.

При отборе средств воздействия на аудиторию сценарист должен помнить и о специфических средствах выразительности массовых представлений и праздников и активно использовать их в выстраивании театрализованного действа. Необходимо учитывать и возможности новых сценических технологий и активно внедрять их в сценарно-режиссёрскую практику. Вместе с тем, нужно не забывать о творческих и финансовых возможностях будущего театрализованного действа, а также о возможностях его сценических площадок и временных условиях.

Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист должен руководствоваться следующими принципами:

1. Социально-мировоззренческой направленности накопленного материала.

2. Соответствия материала социально-структурной специфике аудитории.

3. Общественно-политической актуальности материала.

4. Соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу).

5. Соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия сценария.


6. Художественно-эстетической ценности материала.

7. Достоверности документального материала;

8. Новизны документального и художественного материала3.

Вопрос № 2. Особенности отбора и принципы отбора художественного материала

2.1. Художественный материал


Художественный материал – это совокупность всех видов искусств. Это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес, пиротехника, звук, шум, костюм и т.д. «Искусство - это мощное оружие, оказывающее эмоционально-чувственное воздействие на личность»4, – писал Луначарский. Художественный материал создает взволнованность, способствуя сопереживанию тому факту или событию, о котором идет повествование. Так воссоздается зрелищная сторона мероприятия. А зрелищность усиливает пропагандистскую направленность, развивает образную природу.

Обращение к художественности помогает решить не только пропагандистские задачи, но и задачу эстетического воспитания. «Документальное» и «художественное» стали неразделимыми понятиями, их творческий синтез на единой идейно-тематической основе создал новое, комплексное произведение.

Для того, чтобы мероприятие получилось высокого уровня, необходимо при создании сценария придерживаться основных принципов отбора художественного материала:

1. Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

2. Стилистическая совместимость материала. Речь идёт о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, приверженность поэтов и писателей к различным школам и направлениям, а главное – их авторская индивидуальность.

3. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же документальные и художественные киноролики. Более того, после второго, третьего, четвёртого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Всё это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию мероприятия.



4. Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второстепенных газет и журналов. Убогий материал рождает убогий сценарий.

Художественный материал в сценарии призван эмоционально воздействовать на зрительскую аудиторию, заставляя задуматься, сопереживать, духовно обогащать зрителей. С помощью художественных средств можно доступно раскрыть документальный материал, сделать его более понятным.

В театрализованных представлениях, основанных на документально-публицистическом материале, художественный материал несет вспомогательную функцию, несмотря на то, что преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария. Именно сочетание двух линий - документально-публицистической и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других – художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.

Все художественные материалы способствуют раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливают воздействие идеи на зрителя.

2.2. Виды художественного материала


Художественный материал включает в себя большое разнообразие жанров и эмоциональных средств выражения. К ним относится литературный жанр (поэзия, проза, тезисы, изречения, образное слово), музыкальный жанр (песни, инструментальная музыка, хоровое исполнение), хореографический (танец, пантомима), кино-видео-фото материалы, театральное действие, шумы, декорации, костюмы, свет.

1. Литературный жанр. Толстой определял искусство как способ заражения художником публики своими чувствами и эмоциями. Всякая речь, которая вас потрясает, есть речь художественная. Речь художественная, если она ярка, если она заражена вашим чувством. Слово несет основную информацию, а с помощью поэзии, прозы и т.д. можно усилить выразительность выступления5. Говоря о слове как художественном выразительном средстве в массовой работе, мы рассматриваем его двояко: как документальное, публицистическое, реальное слово участников и как искусство художественного слова в таких его разновидностях, как проза, драматургия, поэзия, художественный перевод и пр. В качестве других художественных выразительных средств в эпизодах массовых праздников могут быть использованы инсценировки, фрагменты из спектаклей и кинофильмов, песни, музыка, отдельные номера, позволяющие воспроизвести события в их движении и развитии, передать историко-бытовую обстановку, «перенести» участников из одного места в другое, за считанные минуты показать важные общественные процессы.


2. Музыка определяется как вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека, это воздействие обуславливает полноту восприятия. Музыка вокальная и инструментальная, песни, симфонии, марши, оперы и оперетты, сонаты и сюиты — буквально все жанры можно встретить в мероприятии. С их помощью выражаются чувства героев или самих авторов, их переживания, внутренний мир, эмоциональное состояние, приметы времени, создается атмосфера действия.

3. Кино-видео-фото материалы. Дополняя звучащее слово, содействуют созданию образного строя мероприятия, может выражать авторскую гражданскую позицию, или вызвать, «спровоцировать» в зрительном зале стремительный взлет эмоционального напряжения. Среди ярких выразительных средств важное место принадлежит документальному и художественному кино. Использование монитора дает возможность параллельно показывать несколько кинофрагментов. Это позволяет проводить сопоставление каких-то знаменательных событий, сравнивать вчерашний день с сегодняшним. Тем самым создается второй, ассоциативный план действия, который помогает участникам праздника глубже осознать событие, ощутить глубину происходящих перемен.

4. Хореография. В массовых праздниках широко применяется хореография и спорт, так же органично вплетающиеся в сюжетную канву. Синтез спорта, хореографии и пантомимы чрезвычайно сильное и яркое выразительное средство в палитре сценариста и режиссера художественно-массового мероприятия. С помощью танца, или пластической композиции можно показать события, передать эмоциональный характер сцены. С помощью танца на языке действия можно рассказать о происходящем.

5. Театрализованное действо. С помощью игры позволяет превратить зрителя-слушателя в зрителя-участника. Смысл театрализованного действия – привлечь внимание к какой-нибудь проблеме, эмоционально «встряхнуть» аудиторию.

6. Декорации. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.

7. Шумы. Наряду с музыкой существенным компонентом, активно содействующим донесению смысловой нагрузки и достижению эстетической выразительности мероприятия, являются шумовые эффекты. Шум — «всякие нестройные звуки, голоса, крик, стук, гул, рык, рев, шорох, долетающий до нашего слуха»
6 (по словарю В. Даля) – не только в жизни обогащает восприятие действительности, но и на сцене становится мощным выразительным средством в воссоздании окружающего нас мира. Строятся ли произведения на основе документального или игрового материала, шумы играют значительную роль в их образной структуре. Но недостаточно просто зафиксировать реальный звук, следует осмысленно включить его в образную структуру эпизода, возложив на него решение определенных, строго очерченных творческих задач. Звуковые акценты – шумовые, музыкальные и интонационные – помогают раскрыть скрытый глубинный смысл текста, подчеркнуть наиболее существенные моменты действия, добиться нужного эмоционального воздействия на зрителя.

Свет. Позволяет передать настроение сцены, подчеркнуть кульминацию, или обозначить финал. С помощью световых сценических эффектов имитирующих дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающих иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. можно усилить эмоциональность материала. Большую смысловую нагрузку может нести создание светового занавеса, теневой проекции.

2.3. Способы взаимодействия специалиста и материала


Навыки сценарной работы чрезвычайно важны для специалиста, задействованного в культурно-воспитательной работе. Велика и мера гражданской ответственности этого специалиста при создании сценария какого-либо культурно-массового мероприятия, так как такую деятельность следует рассматривать как важную часть идеологической работы. Необходимо научиться сути сценарной деятельности, а не повторению готовых сценарных форм.

Это определяет специфику работы над сценарием. Важным условием создания хорошего сценария является качественный текстовой, иллюстративный материал, интересный жизненный факт.

Работа над сценарием любого мероприятия начинается с определения:

1. Темы (чему посвящено мероприятие; круг, освещаемых проблем).

2. Идеи (какую основную мысль следует выразить через данное мероприятие).

3. Цели (ради чего проводится мероприятие).

4. Аудитории (для кого).

5. Площадки сценической (открытая; закрытая; размер; покрытие).

6. Оборудования (аппаратура; занавес).

7. Материально-финансового обеспечения (расходы на призы, сувениры, цветы, костюмы, художественное оформление и т.д.).

Тема должна быть актуальной и предельно конкретизированной. Четкое определение темы дает возможность правильно сформулировать идею мероприятия.