Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
РАЗДЕЛ 1.4 Академия Матисса и Всемирная известность
К тому времени у Матисса были уже поклонники, влиятельные меценаты, которые убедили художника основать свою школу живописи – знаний и умений накоплено уже предостаточно, надо ими делиться. В 1908 году Академия Матисса приняла первых учеников, французов и иностранцев. Анри давал уроки совершенно бесплатно – художник решил, что деньги могут стать препятствием, если вдруг придётся прекратить занятия временно или совсем. Число учеников росло вместе с популярностью художника, он успешно стал продавать свои творения коллекционерам. Выбирает время для путешествия в Германию, принесшее ему полезные знакомства среди ценителей искусства – теперь кроме Сары Стайн поклонниками Матисса стали Иван Морозов, Сергей Щукин. Возросший спрос на произведения Анри Матисса заставляет его сделать выбор в пользу творчества, на преподавание времени не остаётся. Летом 1910 года академия была закрыта.
После Первой мировой войны на оттачивание мастерства направлена вся энергия художника. Геометрические изыски, новый колорит нравились публике. В 1920 году Матисс работает над созданием костюмов для артистов театра, декораций к спектаклям. С этого времени начинается активное сотрудничество с художниками и коллекционерами на всех континентах. Живописец активно колесит по всему миру, устраивая выставки, создавая декоративные настенные панно, скульптурные композиции, другие заказы.
РАЗДЕЛ 1.5 Последние годы
На закате карьеры Матисса сопровождал успех. Его знали в обществе – теперь имя работало на него.
В конце карьеры Матисс получил несколько крупных заказов. К примеру, в 1931 году ему поручили расписать стены в художественной галерее в Пенсильвании, которой владел коллекционер доктор Альберт Барнс. Он также нарисовал иллюстрации для серии поэтических сборников, которые были выпущены ограниченным тиражом.
После операции на кишечнике в 1941 году Матисс был почти прикован к постели, однако даже лежа в кровати продолжал работать. Он рисовал карандашом или углем, закреплённым на конце длинного шеста, который позволял доставать до холста. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранее. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. В ней художник описывал свои размышления о жизни и искусстве и украшал текст изящными аппликациями из цветной бумаги. Этот проект вдохновил Матисса на создание серии работ, с выразительными формами человеческих фигур, вырезанных из ярко-синей бумаги.
Венцом его творений стала Капелла Чёток (Chapelle du Rosaire de Vence).
С 1947 по 1951 год Анри Матисс работал над проектом, который он назвал своим лучшим произведением. Он разработал план, витражи и фрески для Капеллы Чёток в Вансе, известной сегодня также как часовня Розер и часовня Матисса.
«Я не стремлюсь возводить церкви. Я создаю нечто вроде театральной декорации… Я хотел бы сделать свою капеллу местом, которое своей красотой тронуло бы сердце каждого, местом, где их души были бы очищены красотой форм» - так говорил Матисс о Капелле Чёток.
После четырехлетней работы у Матисса ухудшилось здоровье: упало зрение, начала мучить бессонница, болело сердце. Но, несмотря на это, он продолжал работать над аппликациями. В 1952 он закончил серию «Голубые обнаженные» и большую работу «Бассейн» и в 1953 показал их на выставке в Париже.
В 1954 году Матисс опубликовал книгу «Портреты», в которой собрал 39 портретов современников. В этом же году он закончил витраж, который заказал Нельсон Рокфеллер.
Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.
РАЗДЕЛ 1.6 Шедевры художника
Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.
Самые известные картины Матисса:
- «Женщина в шляпе» (1905);
- «Радость жизни» (1906);
- «Танец» (1910);
- «Красные рыбки» (1912);
- «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
- «Парижский танец» (1931-1933);
- «Голубая обнаженная» (1952);
- Картины разных лет, среди которых есть «Разговор» (1908-1912);
Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого – гордость музеев и частных коллекций по всему свету.
ГЛАВА III
Описание оригинала картины Анри Матисс «Разговор»
Как привлечь внимание зрителя незамысловатым с вида сюжетом? Для фовиста Анри Матисса эта задача не представляет особой сложности. Его рецепт прост: берем много глубокого синего, оттеняем его фигурами черного и зеленого цвета, добавляем голубого в белую полоску — и получаем картину, которая вот уже добрую сотню лет вызывает яростные споры в стане критиков, искусствоведов и прочих ценителей искусств.
«Разговор» — так назвал свое произведение Анри Матисс, и на холсте мы действительно видим двух собеседников, увлеченных обсуждением какого-то вопроса. На первый взгляд может показаться, что это непринужденная утренняя беседа между супругами: на мужчине явно надета пижама, на женщине — что-то похожее на домашний халат. Однако легкое напряжение в позах собеседников подсказывает зрителю, что на самом деле разговор идет о чем-то важном: мужчина держит руки в карманах, женщина откинулась на спинку кресла и смотрит в лицо мужчине. Что же происходит в комнате с синими стенами и видом на цветущий сад?
Каждая картина Анри Матисса написана в соответствии с канонами фовизма, и «Разговор» — не исключение.
Кратко о работе:
- Вид искусства: Живопись;
- Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена;
- Стиль: Фовизм;
- Техника: Масло;
- Материалы: Холст;
- Размер: 177 х 217 см.
Как и многие произведения в творчестве Матисса, эта картина лишена перспективы, выполнена крайне скупыми художественными методами, схематична и на первый взгляд проста до невозможности. Это простая бытовая сцена – муж и жена разговаривают утром у себя дома у окна с видом на садик. С тем же успехом на их месте может быть любая другая пара, ведь внешность персонажей изображена предельно схематично, как и весь окружающий их антураж. В этом и состоит особенность этого полотна. Здесь показаны не конкретные люди и ситуация, а архетипы, собирательные образы миллионов семейных пар, сотен тысяч одинаковых мирных утренних разговоров, гигантское количество комнат и похожих друг на друга садов.
Интересны методы, которыми пользуется художник. Фигура мужчины, кажется, состоит только из прямых линий и чередующихся полос – темное, светлое, темное, светлое. Женская фигура же вся составлена мягкими текучими линиями, она погружена в черноту – то тайна, мистика, глубокая загадка. Цвета открытые, яркие и чистые, объемы не передаются – картина плоская, а выразительность достигается за счет использования локального цвета.
Рис.1 «Разговор» Анри Матисс (1908-1912)
Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно. В картине очевиден отголосок художественного наследия старых мастеров. Так, например, ее композиционное построение характерно для иконографической схемы «Благовещения», практиковавшейся в эпоху раннего Возрождения. Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна, и насыщенный синий фон, и само таинство сцены.
Растущее дерево и пышное цветение в саду всегда воспринимаются как символ жизни, беспрерывное развитие. Насыщенный синий цвет стены, на котором изображены персонажи, очень любим художником и часто повторяется в его полотнах. Его можно интерпретировать как символ вечности. Тогда становиться понятен смысл картины – вечная жизнь, связанная узами брака пара, любовь и ненависть, будущее бесконечное развитие как основа существования человечества.
Все цвета в картине художника насыщенные, яркие. Преобладающий синий цвет заставляет обратить на себя внимание. В это же время можно сказать, что цвета в большей степени теплые, чем холодные. Хотя, тут зависит от качества сделанного фото картины. Лучше всего будет понятно, стоит увидеть своими глазами картину в Эрмитаже.
Кстати об Эрмитаже. Богатый московский коллекционер Сергей Иванович Щукин был одним из первых, кто по достоинству оценил искусство Матисса еще задолго до его мирового признания. В отличие от многих других собирателей, опиравшихся при покупке картин на советы специалистов, Щукин руководствовался собственным чутьем и художественным вкусом. В 1906 году он посетил мастерскую Матисса, и с этого времени стал его постоянным заказчиком.
В 1912 году «Разговор» был представлен на выставке в Лондоне, и в тот же год приобретен в коллекцию Щукина, который пишет: «Я много думаю о вашей синей картине (с двумя персонажами), она кажется мне похожей на византийскую эмаль, столь богата и глубока она по цвету». Свое первоклассное собрание французских мастеров Щукин сделал общедоступным, и сам охотно его показывал всем желающим. После революции имущество коллекционера было национализировано, а картины распределены между Музеем изобразительного искусства в Москве и ленинградским Эрмитажем. Так «Разговор» в 1930 году оказался на Невских берегах.
Принцип построения композиции тоже немного сложнее, чем можно это себе представить. Вооружившись чертежными инструментами, холст разделился на пять равных отрезков по горизонтали, и на три неравных отрезка по вертикали. Глядя на эту условную схему, очевидно, что композиция могла бы быть более чёткой и совершенной, если бы Матисс пользовался циркулем и линейкой, но он этого не делает, и тоже не случайно. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров, и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно.
Рис.2 Принцип построения композиции картины «Разговор»
Основные цвета в картине:
- Ультрамарин (R 18| G 10| B 143);
- Светло-синий (R 166| G 202| B 240);
- Темно-зеленый (R 32| G 58| B 39);
- Насыщенный коричневый (R 117| G 51| B 19);
- Черный (R 0| G 0| B 0);
- И доп. цвета как белый и бежевые.
Типы контрастов использованных при воссоздании картины «Разговор» (рис.1, рис.2, рис.3)
Так как работа в большинстве своем выполнена монотонно, трудно определить, как на стадии наброска линейно изобразить картину.
Начертив сетку и примерно расположив все на свои места я принялась за нанесении красок на бумагу.
В гризайли преимущественно тёмные оттенки серого и чёрного, очень мало светлых. Одежда мужчины – единственное, что выделяется в рисунке из-за преимущественно светлых тонов.
Что же насчет цветного варианта? Как и писалось выше, использовались монотонные оттенки, фактически никакой светотени и сплошные насыщенные, яркие и кричащие цвета. Именно благодаря этим цветам фовизм стал популярен и обратил на себя внимание, создавая широкий обхват мастеров в этом авангардном стиле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать, что Анри Матисс был первопроходцем и основателем фовизма и в конечном итоге каждый сможет найти что-то новое в его творчестве, а также подчерпнуть и в дальнейшем использовать в своих работах. Конечно, это не тот художник, который рисует на своих работах очертание и объем, но он добился успеха, используя яркие интенсивные цвета с локальными оттенками. Он является одним из главных примеров изобразительного искусства XX столетия. Трудно рассказать, какой большой вклад он внес в современное искусство, но он смог показать, что даже самые примитивные творения могут быть признаны широкой публикой.