Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в организации
1.1. Понятие и виды профессионального стресса
1.2. Факторы возникновения и эффекты профессионального стресса
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса
Продолжение таблицы 1
3 |
8 минут |
Мини-лекция «Конфликты в профессиональной деятельности» |
Повысить коммуникативную компетентность руководителей и сотрудников для успешного разрешения конфликтных ситуаций |
Ведущий тренинга рассказывает теоретические возможности профилактики конфликтов, прогнозирования поведения, разрешения и управление конфликтными ситуациями и улучшения отношений. |
---|---|---|---|---|
4 |
20 минут |
Упражнение «Письмо мэру» |
Научиться формировать навык аргументированного отстваивания своей позиции |
Участникам предлагается разделиться на две группы, одна из которых временно будет исполнять функции мэра, а другая функции горожан. Группа горожан должна придумать претензии мэру в виде письма, а группа мэра должна ответить на все претензии горожан не создавая конфликта. Потом группы меняются. |
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||
2 день Конфликтные типы личностей. |
||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||
1 |
5 минут |
Игра-приветствие |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
Участники рассказывают группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. |
2 |
15 минут |
Групповая дискуссия «Каналы власти» |
Определить какие умения, навыки, качества необходимы для того, что бы руководить людьми и добиваться результатов в работе |
Участники по мере значимости утверждения должны определить какими сочетаниями каналов власти пользуются в жизни и какими бы они хотели, чтобы использовали их руководители. |
Продолжение таблицы 1
3 |
6 минут |
Групповая игра «Полет на луну» |
Игра позволяет на опыте посмотреть на качества, присущие лидеру-руководителю и обсудить их в группе. |
Группа делится на две команды. После того, как участники получили инструкцию, они разбиваются на две команды. Сначала каждый заполняет бланк ранжирования предметов самостоятельно, потом идет групповое обсуждение. После один человек от команды делает презентацию ответа группы. Желательна видеосъемка для дальнейшего анализа. Затем участники просматривают выступление на видео, заполняют оценочный бланк. Тренер и группа комментируют свои оценки выступивших лидеров. Групповое обсуждение результатов игры. |
---|---|---|---|---|
Раздел II. Конфликтные типы личностей. |
||||
1 |
4 минуты |
Мини лекция – «Конфликтные типы личностей» |
Познакомить учащихся с классификацией конфликтных типов личности Д.Скотта. Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции. |
Ведущий читает лекционный материал. Участники слушают и задают вопросы после лекции. |
Продолжение таблицы 1
2 |
15 минут |
Упражнение «Мобильник» |
Игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности |
Группа делится на 6 подгрупп. Тренер выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности ( «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверхпокладистый» «жалобщик», и «скрытый агрессор») и объясняет задание, начиная с ситуации: «В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал». Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности. |
---|
Продолжение таблицы 1
3 |
15 минут |
Упражнение «Достойный ответ» |
Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций |
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||||||
3 день – Манипуляции. |
||||||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||||||
1 |
1 минута |
Упражнение «Собери рукопожатия» |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий. |
Продолжение таблицы 1
2 |
4 минуты |
Упражнение «Хвостоглаз» |
Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет. |
Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме замыкающего, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды находящемуся впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т. п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме пребывающего в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3–5 минут, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 |
7 минут |
Упражнение «Покажи ситуацию» |
Развитие умения передавать и понимать информацию с помощью невербальных средств. |
Сначала участники упражнения делятся на пары, каждая из которых получает карточку с кратким описанием определённой конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. После этого все пары готовят и разыгрывают описанные ситуации на показывая доставшиеся им карточки другим участникам упражнения. |
||||
Раздел II. Основной блок. Манипуляции. |
Продолжение таблицы 1
4 |
23 минуты |
Упражнение «Манипуляции» |
Актуализация психологических знаний о способах манипуляции |
Разделить участников на подгруппы, затем каждой подгруппе дать задание: придумать, подготовить и представить ролевую игру, которая будет демонстрировать способы манипуляции. Раздать карточки, на которых написаны способы манипуляции: преувеличение типичности поведения; создание спешки, ажиотажа; злоупотребление правилом взаимного обмена; навязывание обстоятельств. Каждый способ объяснить. |
||
---|---|---|---|---|---|---|
5 |
17минут |
Обобщающее упражнение «Колобок и лисица» |
Закрепление теоретического материала, отработка навыка |
Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком. |
||
Раздел III. Заключение. Обратная связь. |
||||||
6 |
10 минут |
Заключительная часть |
Подведение итогов |
Для подведения итогов тренинга, ведущий предлагает высказаться участникам о работе. Ведущий тренинга высказывает пожелание всей группе. Каждый участник прощается с группой, говорит всем теплые слова. |
Руководители после проведенных мероприятий стали более стрессоустойчивы и менее конфликтны, менее тревожны и менее агрессивны, стали более мотивированы.
До коррекционных мероприятий руководители организации были склонны к принятию себя такими, какими они есть при общем принятии всех своих слабостей и недостатков, отличались принятием решений не сразу, тщательно взвешивая плюсы и минусы, не стремились брать всю ответственность на себя, учитывали мнение коллектива, а в принятии решения зависели от его мнения, учитывали реальную ситуацию, прогнозы на отдаленную перспективу данными руководителями не рассматривались. Предпочитали ранее уже проверенные пути и способы решения проблем. Отличались достаточной замкнутостью, спокойствием, логичностью, значительной избирательностью в общении. Превалировал либеральный стиль руководства подчиненными.
После проведенной коррекционной работы руководители стали достаточно быстро реагировать на изменения среды организации, стали более деятельными и более активными. Способность к общению у них возросла, они стали легко вступать в контакт. По-прежнему предусмотрительны и не сразу принимают решения, но теперь стратегически выстраивают принятие решений, делают прогнозы на перспективу, опираются на логику. Последовательны и рациональны, независимы и оптимистичны. Стиль руководства – переход от либерального к демократическому.
Заключение
Нарастание степени выраженности профессионального стресса проявляется в характерном изменении компонентного состава синдромов стресса у врачей, развивающиеся в соответствии с принципом «специфичной неспецифичности», что отражает генерализованный процесс накопления негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.
Профессиональный стресс – это динамический процесс, развивающийся поэтапно. Он проявляется в трех фазах переживаний – нервно-психическое напряжение, резистенция и эмоциональное истощение. Профессиональный стресс, по мнению ряда исследователей, способствует развитию синдрома выгорания. Необходимо отметить, что исследователи профессионального стресса до сих пор не пришли к единому мнению о его сущности и структуре. Некоторые рассматривают его как профессиональную деформацию, которая негативно отражается на профессиональной деятельности специалиста, другие – как о механизме психологической защиты, позволяющий регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Наблюдается развитие профессионального стресса при отсутствии у специалиста достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости. Она представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств медицинского работника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.
В результате проведенного исследования в данной работе были получены следующие выводы:
1. Выявлено, что большая часть из опрошенных работников ПО «ЧГЭС» находится в зоне риска, у них обнаружен средний уровень стресса при решении профессионально трудных ситуаций и наличие нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач. Выявлено, что опрошенные работники ПО «ЧГЭС» имеют различную степень удовлетворенности трудом по разным показателям. Так, выявлено наибольшее удовлетворение взаимоотношениями в коллективе и достижениями в работе. Самая высокая неудовлетворенность связана с показателями предпочтения выполняемой работы высокому заработку показателями предпочтения выполняемой работы высокому заработку и уровня притязаний в профессиональной деятельности. По шкалам «интерес к работе», «взаимоотношения с руководством», «профессиональная ответственность» преобладает средняя удовлетворенность. Наблюдается высокая и средняя удовлетворенность условиями труда.
2. Имеются значимые корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом работников ПО «ЧГЭС». При этом обнаружены отрицательные корреляционные связи между интегральным показателем психической напряженности (PSM25) и показателями удовлетворенности взаимоотношений с сотрудниками, руководством; между показателем стресса «повторяемость» и удовлетворенностью достижениями в работе, взаимоотношениями с руководством и условиями труда; между показателем «эмоциональная напряженность» и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками; между показателем стресса «личная значимость» и показателями удовлетворенности: интерес к работе, достижения в работе, взаимоотношения с руководством, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда; между показателем «неконтролируемость» и удовлетворенностью условиями труда; между показателем стресса «неопределенность» и показателями удовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, условиями труда.
По полученным результатам можно говорить о подтверждении гипотезы 1 – существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС».