ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Основным специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

систематическая «разведка» (сбор информации) о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;

обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

воспитание тактического мышления.

В качестве практического раздела содержания спортивной тренировки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и на этапах между основными соревнованиями. На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки должна обеспечивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования при этом – апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.


Основные задачи тактической подготовки

• Формирование и совершенствование тактического мышления.

• Разработка моделей тактики выполнения одиночного выстрела, стрелковой серии, упражнения в целом.

• Определение содержания тренировочных занятий, направленных на совершенствование технико-тактического мастерства стрелков из лука.

http://www.archery-sila.ru/teoriya/takticheskaya-podgotovka.html

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Достижение высокого уровня мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвя­занных сторон подготовки спортсменов - технической, тактической, физической, теоретической и психологической. Формирование пси­хических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрасте, и на тренера-преподавателя ложится обязанность использовать для этого средства и методы пси­хологического воздействия. В процессе спортивной подготовки у спортсменов воспитываются те психические качества личности, которые способствуют овладению мастерством в избранном виде спорта, а также формируется психи­ческая готовность к конкретным соревнованиям. Психическая подготовка спортсменов состоит из общей психической (круглогодичной) подготовки, психической подготовки к соревновани­ям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов. ^ ОБЩАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ Общая психическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Тренеры-преподаватели должны воспитывать спортсменов в духе нравственных принципов. В процессе психической подготовки формируются также специфи­ческие морально-психические качества: устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность при соблюдении тренировочного режима, чув­ство долга перед тренером и коллективом, чувство ответственности за выполнение плана - подготовки и результаты выступления в состя­заниях. Тренер формирует у спортсменов такие важные качества, как об­щительность, доброжелательность и уважение к товарищам, требо­вательность к другим и самому себе, спортивное самолюбие и стрем­ление к самовоспитанию. Воспитываются волевые черты, проявляемые при соблюдении тре­нировочного режима, а также в соревнованиях: целенаправленность и самостоятельность в ходе подготовки; настойчивость в овладении мас­терством в условиях больших нагрузок; смелость и самообладание в уп­ражнениях, связанных с риском; решительность и инициативность в труд­ных ситуациях соревнований; стойкость и выдержка при утомлении. В процессе психической подготовки вырабатывается эмоциональ­ная устойчивость в различных условиях обитания и тренировки, в ус­ловиях соревнований. Формируются положительные межличностные отношения (общие моральные нормы поведения, сплоченность, взаимная требовательность и помощь, благоприятная психологическая атмосфера в ходе подготовки и соревнований), взаимопонимание и взаимодействие членов группы. Содержание спортивного интеллекта включает: широкий круго­зор и эрудицию, способность к планированию и анализу процесса подготовки, оценке своей тренированности и обобщению собствен­ного опыта и опыта других спортсменов. К специализированным психическим функциям относятся: - оперативно-тактическое мышление (способность к мгновенной ориентировке в соревновательной ситуации и принятию решения, коррекции плана выступления и отдельных действий, анализу своего выступления и конкурентов и др.); -специализированное восприятие (пространства, времени, усилий, темпа); - комплексные специализированные восприятия (чувство воды, планки, дистанции удара и др.); - простые и сложные сенсомоторные реакции, свойства внимания (концентрация, распределение, переключение). Средства и методы психолого-педагогических воздействий, приме­няемых для формирования личности и межличностных отношений 1. Информация спортсменам об особенностях развития свойств личности и групповых особенностях команды. 2. Методы словесного воздействия: разъяснения, убеждения, сове­ты, похвала, требования, критика, ободрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др. 3. Методы смешанного воздействия: поощрение, наказание, обще­ственные и личные поручения. 4. Морально-психологическое просвещение спортсменов в ходе лекций, бесед, консультаций, объяснений. 5. Личный пример тренера и ведущих спортсменов. 6. Воспитательное воздействие коллектива. 7. Совместные общественные мероприятия команды: формирова­ние и укрепление спортивных традиций команды; воздействие авто­ритетных людей, лидеров; коллективные обсуждения выполнения учебного и тренировочного планов, дисциплины и поведения спорт­сменов, итогов соревнований; организация шефства производствен­ных и других коллективов. 8. Организация целенаправленного воздействия литературы и ис­кусства. 9. Постепенное осознание повышения трудности тренировочных заданий и уровня нагрузок. 10. Создание жестких условий тренировочного режима. 11. Моделирование соревновательных и предсоревновательных стрессо­вых ситуаций с применением психологических методов секундирования. 12. Участие в гандикапных состязаниях и прикидках. ^ ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ Психическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разде­лов: общей - проводимой в течение всего года, и специальной - к кон­кретному соревнованию. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям формиру­ется высокий уровень соревновательной мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в сорев­новательной обстановке. При психической подготовке к конкретным соревнованиям вос­питывается специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выпол­нить во время выступления действия, необходимые для победы. Общая психическая подготовка спортсменов к соревнованиям осу­ществляется путем разъяснений цели и задач участия в состязаниях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, значения высокого уровня психической готовности к выступлению, регуляции тренировочных нагрузок и средств подготовки для улучшения психи­ческого состояния обучаемых, моделирования условий основных со­ревнований сезона, уменьшения действий внешних, отрицательно вли­яющих факторов, обучения приемам самоконтроля и саморегуляции и систематической их тренировки. ^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К КОНКРЕТНОМУ СОРЕВНОВАНИЮ В процессе этой подготовки используются: общественное мнение коллектива для поддержания принятых целевых установок, уверен­ности и поощрения оптимальных мотивов выступления; моделиру­ются условия предстоящих соревнований и тактики борьбы с конк­ретными соперниками; проводятся беседы; применяются методы саморегуляции для настройки к предстоящему выступлению и опти­мизации психического напряжения. Перед выступлением применяются приемы секундирования в ходе контрольных прикидок.


Задача психической подготовки - создание оптимального уровня психического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность спортсмена (Ванек). В процессе тренировки психическая подготовка находится в прямой зависимости от физической, технической и тактической подготовок. Психическая подготовка направлена на решение задач общего характера, на развитие личности спортсмена, на достижение максимальной результативности в определенном периоде или соревновании.

http://do.gendocs.ru/docs/index-244027.html?page=4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка спортсме­нов осуществляется на всех этапах спортивной деятельности. На каж­дом из них используются свои специфические средства и методы под­готовки. На этапе начальной подготовки основными методами теоретичес­кой подготовки являются: беседы, демонстрация простейших нагляд­ных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов. На этапе углубленной спортивной специализации (учебно-трениро­вочные группы) используются: изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки занимающихся, раз­бор и анализ техники видов легкой атлетики, методов обучения и тре­нировки, просмотр видеофильмов, лекции по вопросам тренировки и обучения. Программа теоретической подготовки должна быть достаточно широкой и глубокой. Она должна отражать общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития физической культу­ры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специаль­ной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать науч­ные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы. Спортсмен должен: - знать задачи, стоящие перед ним; - уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быст­роты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной трениров­ки, ее содержании, планировании перспективной многолетней трени­ровки; - знать роль спортивных соревнований и их варианты; особеннос­ти непосредственной подготовки к ним и участия в них; - вести учет тренировки и контроль за ней; - анализировать спортивные и функциональные показатели; - вести дневник тренировки. Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон в подготовленности и перевод их на конкретные цифры показателей силы, выносливости, быстро­ты, гибкости, переносимости нагрузки, продолжительности процес­сов восстановления и т.п. также требуют больших знаний. В конеч­ном счете управление процессом спортивной тренировки на ступени высшего мастерства должно осуществляться самим спортсменом. А это требует понимания процессов, происходящих в организме под влиянием тренировки, изучения основ анатомии, физиологии, психо­логии, гигиены, биомеханики. Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена (режим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) также вошли в программу теоретической под­готовки. Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с осно­вами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в специализируемом виде спорта. Для теоретической подготовки спортсменов используются специ­ально организованные лекции и беседы по отдельным вопросам тех­ники, тактики и т.п., изучение занимающимися специальной литера­туры по вопросам теории и методики спорта, чтение спортивных га­зет и журналов, беседы с другими спортсменами, наблюдение за содержанием их тренировки, техникой и тактикой во время соревно­ваний. Нет сомнения, что программа специального образования спорт­сменов гораздо обширнее, чем указано здесь. К проблеме специаль­ной теоретической подготовки должно быть привлечено особое вни­мание спортивных организаций и тренеров. В теоретической подго­товке спортсмена наибольшая роль принадлежит тренеру. На первых тренировочных занятиях, во время объяснения упражнений, в паузах между ними тренер «настраивает» ученика на изучение избранного вида спорта, его техники, тактики. Тренер организует специальные занятия по теоретической подго­товке, делает доклады, проводит беседы, встречи с известными мас­терами спорта и специалистами. Тренер постоянно следит за новин­ками спортивной литературы, знакомит с ними учеников. Но самое главное - желание самих спортсменов приобрести глубокие знания. В связи с этим очень важно пробудить у спортсменов интерес ко всем вопросам специальной теоретической подготовки.


http://do.gendocs.ru/docs/index-244027.html?page=4

 Задачи теоретической подготовки

Современные подходы к оптимизации путей теоретической подготовки спортсмена ориентированы на программы специализированных учебно-спор-тивных учреждений по различным видам спорта, опирающиеся на принципы последовательного развертывания познавательной деятельности спортсмена [Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности культуры и спорта / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва: Академия, 2001. - 264 с.

Основными задачами теоретической подготовки в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах являются:

подготовка всесторонне развитых юных спортсменов для пополнения сборных команд республики, области, города и БФСО;

подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;

методическая работа по развитию юношеского спорта;

оказание помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по развитию твида спорта.

Основными задачами теоретической подготовки в СДЮШОР являются:

подготовка спортивных резервов для сборных команд страны, ДСО и ведомств мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов I разряда;

методическая работа по подготовке высококлассного резерва на основе широкого развития избранного вида спорта;

оказание помощи ДЮСШ в развитии избранного вида спорта и общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по спорту.

В задачи теоретической подготовки в ШВСМ входят:

подготовка мастеров спорта международного класса, кандидатов в сборные команды страны;

осуществление преемственности в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного профиля (УОР), профсоюзных и ведомственных физкультурных организаций;

методическое руководство учебно-тренировочной работой в регионе [Лемешков, B.C. Концепция подготовки квалифицированных спортсменов в циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости: методические рекомендации / B.C. Лемешков. - Гомель, 1993. - 64 с.].

На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей избранного вида спорта, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения о технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, правилам и судейству соревнований.

Знание общих закономерностей спортивной тренировки, особенностей психических процессов, четкое (пусть и недостаточно полное) представление о строении и функциях организма человека позволят спортсмену не только быстрее и глубже понять замысел тренера, но и точнее оценить свои собственные ощущения и восприятия. Все это обеспечит более полное использование имеющихся возможностей и успешный поиск скрытых резервов.


Особую категорию составляют глубокие знания тех требований и правил, с которыми спортсмен сталкивается каждый день. Это, в первую очередь, относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю.

В понятие теоретической подготовки, разумеется, входит постоянное и тщательное изучение правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, фехтование, гимнастика и др.) [Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2003. - 480 с.].

Большую помощь в теоретической подготовке спортсмена оказывает специально подобранная литература по основным вопросам тренировки при обязательном соблюдении требования постепенного усложнения рекомендуемого материала.

При проведении теоретических занятий следует помнить, что расширение теоретических знаний спортсменов, привитие им навыков самостоятельного мышления, развитие способности к самоконтролю, самоанализу своих действий является залогом их будущих успехов в избранном виде спорта [Германов, Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин. - Минск. - 2003.].

Исходя из вышесказанного, теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база повышения технической, тактической и психологической подготовленности. Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны юного спортсмена. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания на практике, т. е. в тренировочных занятиях и соревнованиях.

Интегральная подготовка

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

- соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;

- специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.