Файл: Инфо о Скерцо и Шопене.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди большинства «быстрых» этюдов выделяется несколько замедленных по темпу лирических кантиленных этюдов (на приемы игры legato).

Этюд №6 es-moll – грустная романтическая элегия с тревожным хроматическим под-голоском и напряженными гармониями.

Близок ему по характеру этюд №19 cis-moll – печальный дуэт с особенно выразитель-ной и развитой линией баса.

Поэтичный этюд №3 As-dur Шопен считал своей лучшей мелодией и, услышав этот этюд в исполнении своего ученика, воскликнул: «О, моя Родина!».

НОКТЮРНЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА

Ноктюрн – от итал. notte – «ночь», «ночной», фр. – «ночная песнь».

Появившись в церковной музыке, этот жанр обрел вторую жизнь в эпоху романтизма.

Создатель романтического ноктюрна – композитор и пианист Джон Фильд, живший в России. Его ноктюрны были несложными и однотипными.

19 ноктюрнов Шопена поражают разнообразием лирики и богатством фактуры. Среди них можно выделить несколько типов:

1) Ноктюрн в чистом виде – лирическая пьеса, где мелодия «парит» в высоком ре-гистре, аккомпанемент – разложенная гармония («обертоновый ряд»), покоящаяся на педали (№1 b-moll, №8 Des-dur). Такой тип ноктюрна – «визитная карточка» Шопена. Именно его воссоздал Шуман в «Карнавале», изображая Шопена.

2) «Фортепианная серенада» – вокальная мелодия с призывными интонациями, «гитарный» аккомпанемент (№2 Es-dur).

3) Ноктюрны-поэмы, сложные новаторские драматические пьесы с «примесями» дру-гих жанров, контрастной серединой и динамизированной репризой (№7 cis-moll, №13 c-moll, №15  f-moll).

2 крупные пьесы «Колыбельная» и «Баркарола» по сути тоже являются огромными ноктюрнами.

ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА


Мазурки

Мазурка играет важную роль в творчестве Шопена: это символ Польши, символ Роди-ны. Большинство мазурок были написаны Шопеном уже на чужбине – в Париже.

Мазурка – танец польского происхождения. Слово «мазурка» произошло от названия провинции Мазовия. Ритмическая формула мазурки: .

В своих мазурках Шопен отразил музыкальные впечатления своего детства. Шопен почти не цитирует польских мелодий, но чудесно воссоздает дух и стиль польского танца.

Темы в ритме мазурки встречаются и в других сочинениях Шопена (прелюдиях, полонезах и др.) как светлый и поэтичный образ.

Шопен написал более 50 мазурок. Это романтические миниатюры, а не просто танцы, поэтому мазурки, как и многие пьесы Шопена, исполняются rubato.

Мазурки Шопена многотемные, чаще – рондообразные. В них встречаются ритмы других польских танцев (оберек, куявяк).

Мазурки Шопена можно условно разделить на 3 образные группы:

    1. «Бальные» мазурки (например, мазурка B-dur op. 7  №1);

    2. «Картинки» (образки – так их называл сам Шопен по свидетельству Ф. Листа) – ма-зурки в деревенском стиле с имитацией деревенского ансамбля (волынка, скрипка, контра-бас), с опорой на Т и D. В этих мазурках часто встречаются необычные лады (например, мазурки C-dur op. 24 №2, C-dur op. 56 №2, F-dur op. 68 №3);

    3. Лирические мазурки (жаль, польск. – грусть) – не танцевальные мазурки (нет баса на сильную долю, сглажен танцевальный аккомпанемент). Самый яркий пример – мазурка a-moll op. 17 №4, лирическая поэма. К этой группе относятся и ранняя мазурка a-moll op. 7 №2, и поздняя мазурка a-moll op. 68 №2, и лирико-драматическая мазурка fis-moll op. 6 №1.

Последним сочинением Шопена стала мазурка op. 68 №4, полная глубокой печали и жалобы.

Полонезы

Полонез (букв., фр.) – «польский» [танец]. Это придворный танец-шествие, выражаю-щий горделивый, воинственный дух польской шляхты (аристократии), рыцарства. Ритмичес-кая формула полонеза:  .


Для Шопена полонез также важен, как и мазурка – это тоже символ Польши, но герои-ческий, мужественный. Всего Шопен написал 16 полонезов.

Если мазурки Шопена – это чаще всего камерные пьесы с несложной фактурой, то полонезы – в основном виртуозные концертные пьесы, звучащие оркестрально, с развитой фактурой, охватывающей все регистры.

Полонезы можно условно разделить на 2 образные группы:

    1. Торжественные бальные полонезы (например, полонез A-dur; тема середины в D-dur звучит как призывное соло трубы);

    2. Некоторые полонезы из танца вырастают в большую драматическую фантазию и содержат внутренний контраст. В центральном эпизоде полонеза  fis-moll, полного траги-ческого пафоса, – светлая, нежная мазурка. Полонез es-moll – тоже с контрастной серединой; это целая драматическая поэма в ритме полонеза, здесь сложная трехчастная форма:

A (2 темы) B A

 C (марш)

   A  B  A

I часть      

  реприза

Вальсы

Всего Шопен написал 17 вальсов. Их можно разделить на группы:

  1. Блестящие виртуозные концертные пьесы (в духе «Приглашения к танцу» Вебера), передающие атмосферу бала (№1 Es-dur);

Камерные лирические поэмы в ритме вальса, технически несложные – это вальсы для камерного музицирования. Вальс №10 h-moll Шопен написал в 19 лет, вальс №9 As-dur был написан перед прощанием с М. Водзиньской; знаменитый вальс №7 cis-moll посвящен баронессе Ротшильд, он представляет собой трехчастную форму с рефреном: A R | C R | A R