Файл: Варианты построения интерфейса программ: особенности и эволюция.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРФЕЙСА
1.1. Основные характеристики и принципы интерфейса
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРФЕЙСА
2.1. Интерфейс передачи цифровых аудио сигналов
2.2 Универсальный графический интерфейс пользователя на примере системы акустического мониторинга
Рис. 1. Графический интерфейс пользователя классической» Mac OS со стандартными системными значками на Рабочем столе
Радикально изменилась эта ситуация в 1985 г., когда двое студентов из Беркли продемонстрировали в головном офисе компании Apple ПО MacWrite. В самом текстовом редакторе MacWrite не было ничего примечательного. Однако когда они уменьшили окно программы, заполнявшее весь экран, под ним неожиданно обнаружилось окно приложения Finder, запущенного в фоновом режиме. Это событие ознаменовало рождение новой, многозадачной Mac OS. [14]
К чему мы пришли. После этого стремительного рывка вперед Mac OS постепенно обретала свои характерные особенности: от меню (иерархического либо всплывающего) и вкладок до перетаскивания — наиболее простого и эффективного метода взаимодействия человека и компьютера. И сейчас Apple опережает Microsoft в таких важных областях, как удаление приложений и управление памятью.
Рис. 2.Графический интерфейс пользователя Mac OS X с Dock и новым файловым браузером поистине превращает Macintosh в Macintosh
Mac OS X обещает далеко уйти от конкурентов и в другой сфере. Эта версия ОС должна стать надежнее предыдущих. Конечно, Apple и раньше предлагала инструменты, с помощью которых удавалось аварийно выгрузить «зависшие» приложения (например, путем нажатия соответствующих функциональных клавиш). Однако по-настоящему действенное «лечение» — это устранение причины, вызывающей сбой, а не борьба с его последствиями, что и было реализовано в Mac OS X. Но богатые функциональные возможности — это палка о двух концах, тут и возникает закономерный вопрос: останутся ли компьютеры Macintosh под управлением новой ОС самими собой, сохранив свои прежние достоинства? [8]
Пользователи Macintosh всегда вольны были перемещать и сохранять приложения и документы в своем «виртуальном» рабочем пространстве как им заблагорассудится. Другие системы, от Windows до Unix, обязывают запоминать местоположение объекта в иерархической структуре папок и файлов. Теоретически это должно сводить к минимуму беспорядок на жестком диске, однако на практике беспорядок всего-навсего переносится с Рабочего стола машины в глубины памяти пользователя. Поскольку большинство из нас лучше справляются с неразберихой на Рабочем столе (который, по крайней мере можно увидеть), чем с кашей в собственной голове, преимущество Mac OS перед другими ОС налицо.
Dock вместо привычной панели внизу экрана. В первых, «черновых» вариантах Mac OS X Рабочий стол имел традиционный вид с располагающимися на Dock стандартными значками типа Trash (Корзины) и пр. Они были доступны по щелчку мыши в виде новых открытых диалоговых окон. Однако за последующие несколько месяцев Apple немало потрудилась над совершенствованием своего детища, и уже в бета-версии новая ОС обрела ряд особенностей, отличающих Macintosh от всех прочих компьютеров. [7]
В Mac OS X отсутствует характерная для Mac OS 9 панель со вкладками в нижней части экрана, содержавшая пиктограммы. Ее заменил новый системный объект — Dock, на котором пользователь может располагать от двадцати до тридцати самых различных элементов. Это очень изящное решение, но большое количество помещенных на Dock одинаковых значков делает его существенно менее удобным для работы, чем обычная панель Mac OS 9.
Тут нелишне вспомнить: в свое время разработчики Apple пришли к выводу, что непоименованные пиктограммы вызывают у пользователей затруднения, и руководством к действию избрали лозунг: «Одно слово стоит тысячи картинок», — который, впрочем, и сейчас остается актуальным. К сожалению, названия значков, помещенных на Dock, не возникают до тех пор, пока не подведешь к ним мышь. И если у пользователя открыто шесть документов MS Word, то в поисках нужного ему придется подводить мышь поочередно к каждому значку, что долго и неудобно. [11]
Internet на автономных компьютерах. Графический интерфейс пользователя Mac OS X нацелен на работу в Internet. Новый файловый браузер, по мысли Apple, призван «перенести» мощь Web-браузеров на Рабочий стол несетевых машин. К сожалению, глобальная компьютерная сеть и «локальный» Рабочий стол — это все-таки разные вещи. Ведь «посетитель» Сети путешествует среди миллионов Web-узлов, объединяющих миллиарды страниц, о содержании которых он ничего не знает. Операции с цифровыми данными на автономном ПК — совсем другое дело: здесь имеется сравнительно небольшое количество файлов, созданных (или переписанных из какого-либо источника) самим пользователем и организованных по хорошо известному ему принципу.
Возможно, новый файловый браузер найдет свою нишу в крупных локальных сетях, где необходимо отслеживать «судьбу» значительного числа документов, созданных (либо собранных) различными людьми. Однако, насколько известно, поклонники компьютеров Macintosh предпочитают организовывать свою жизнь по собственному усмотрению, а не так, как это задумали производители ОС. [6]
«Изюминки» индивидуальной настройки
Графический интерфейс пользователя Mac OS X не является чем-то «застывшим», раз и навсегда определенным: Apple предусмотрела возможность выполнять его настройку. Индивидуальные установки позволяют пользователю придать ОС любой внешний вид и выбрать наиболее удобный метод управления компьютером. Однако достаточно взглянуть на MS Windows, чтобы понять, к каким неудобствам может привести злоупотребление подобными вещами.
Создайте «свою» Mac OS. Конечно, владельцы Macintosh и раньше имели возможность варьировать системные настройки, но в жестко ограниченных пределах. Среди доступных средств оформления выделялись «кожицы» (skins) — специальные файлы, которые обеспечивали различные цветовые схемы Finder и панелей инструментов приложений. Одни «кожицы» были красивы, другие — отвратительны, но главное, они привносили в оформление Mac OS элемент эстетики. Некоторые инструменты, такие как QuicKeys и AppleScript, позволяли задавать и автоматизировать последовательность смены системных событий, но радикально изменить базовые установки ОС было нельзя.
Mac OS X подарила обладателям Macintosh, во-первых, долгожданную свободу выбора системных настроек, во-вторых, возможность с помощью огромного количества бесплатных дополнительных программ преображать ОС и приложения по собственному усмотрению. И если раньше «кожицы» только придавали Mac OS внешний вид последних версий Linux, то теперь Mac OS X обеспечит графический интерфейс пользователя Linux на вашем компьютере. [8]
Переработанная Mac OS выглядит так, будто Apple решила полностью разрушить все то, что раньше считалось неотъемлемыми особенностями Macintosh. На самом же деле под этим скрывается задача радикального «исправления» недостатков ОС. Одни «исправления» изящны, но бесполезны, другие грозят перевернуть с ног на голову, казалось бы, раз и навсегда сложившиеся представления пользователей о работе с Macintosh. Некоторые вещи так же удивительны, как и новый Finder. И если Mac OS X завоюет признание потребителей, Apple продолжит совершенствование своего продукта в том же направлении и реализует в следующих версиях ОС самые передовые идеи.
Сохраняя простоту. И все же пользователей волнует, сохранит ли Mac OS X легкость эксплуатации, издавна присущую всем продуктам Apple? Возможно ли, чтобы столь мощная ОС была удобной и понятной для неспециалиста? Безусловно, богатые функциональные возможности и простота графического интерфейса пользователя должны быть двумя сторонами одной медали. К примеру, компьютеры Palm Pilot удобны и любимы миллионами пользователей именно потому, что, имея относительно простой интерфейс, обеспечивающий выполнение узких задач, они в то же время сравнимы по производительности с «настоящими» Macintosh. [7]
Новые функциональные возможности Mac OS X превосходят все то, что мы видели на ПК когда-либо ранее. Однако способна ли Apple и дальше сохранять декларируемую простоту использования своих продуктов? Или она последует неудачному примеру Microsoft, Sun и других компаний, создающих громоздкие и неповоротливые «тракторы» для рядовых пользователей? Может быть, Mac OS X все-таки превратится в послушный в управлении и стремительный «Порш»?
В любом случае, по какому пути производители Macintosh ни пойдут, начало следующего года обещает стать знаменательным для всех пользователей этих машин.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРФЕЙСА
2.1. Интерфейс передачи цифровых аудио сигналов
В настоящее время на потребительском рынке представлены многочисленные цифровые аудиосистемы: проигрыватели компакт-дисков со звуковыми записями, цифровые процессоры звука, системы передачи звукового сопровождения цифрового телевизионного сигнала и т.д. [4]Звуковой сигнал в цифровой форме обрабатывается в таких системах интегральными схемами различного назначения:
• аналого-цифровые и цифро-аналоговые процессоры (АЦП и ЦАП);
• цифровые сигнальные процессоры;
• микросхемы декодирования и коррекции ошибок;
• цифровые фильтры;
• микросхемы цифровых интерфейсов ввода/вывода. Вследствие этого стандартизированные коммуникационные структуры, как и в случае с другими интерфейсами, крайне необходимы как разработчикам и производителям звукового оборудования, так и фирмам, выпускающим интегральные схемы, т.к. это увеличивает гибкость систем и минимизирует затраты на их создание. Для достижения данных преимуществ и был разработан интерфейс I2 S (Inter-IC Sound – звук, передаваемый между интегральными схемами) – специализированный однонаправленный последовательный интерфейс для цифрового аудио. [9]
Рис. 3. Варианты реализации обмена веществ по интерфейсу
Последовательный данные передаются по I2S в двоичном виде, старшим битом вперед. Такой порядок передачи бит выбран не случайно – это позволяет передатчику и приемнику использовать различную разрядность звуковых данных и при этом успешно передавать информацию без каких-либо дополнительных настроек. Принцип реализации данной возможности следующий:
если приемник получает больше бит, чем его собственная разрядность данных, то все выходящие за разрядную сетку биты, начиная с самого младшего, игнорируются;
если приемник получает меньше бит, чем его собственная разрядность, то все недостающие младшие биты в составе принятого слова принимаются за ‘0’.
Таким образом, самый старший бит передаваемых слов всегда имеет фиксированную позицию, а положение самого младшего бита зависит от принятой в каждом из абонентов разрядности звуковых данных.
Передатчик всегда отправляет старший бит очередного слова со звуковыми данными в первом тактовом периоде, следующим за изменением WS. То есть время, в течение которого, WS остаётся относительно тактовых импульсов неизменной определяет длину слов со звуковыми данными, отправляемыми передатчиком. [14]
Последовательные данные от передатчика могут быть синхронизированы как задним фронтом (изменение от высокого к низкому уровню), так и передним фронтом (изменение от низкого к высокому уровню) такового сигнала.
Однако биты данных должны защёлкиваться приемником только по переднему фронту тактового импульса. При проектировании встраиваемой системы следует обратить на данное требование внимание во избежание битового смещения данных при передаче.
Линия выбора канала своим состоянием определяет передачу «левого» или «правого» звукового канала в каждый момент времени:
WS = 0 – передается слово канала №1 («левый»);
WS = 1 – передаётся слово канала №2 («правый»). WS может изменяться и по переднему, и по заднему фронту тактового импульса. Изменение должно происходить за один тактовый импульс до начала передачи самого старшего бита слова звуковых данных. Ведомый, при этом, защёлкивает состояние линии WS только по переднему фронту такта.
Временные требования
В соответствии с требованиями к структуре систем, объединенных нтерфейсом I2S, любое из устройств может выполнять функции ведущего, обеспечивая генерацию тактового сигнала. А ведомое устройство обычно использует внешний тактовый сигнал, поступающий от ведущего, для внутренней синхронизации. Это означает, что необходимо принимать в расчет вероятные задержки распространения сигналов синхронизации, выбора канала и собственно последовательных данных. Общая задержка является суммой следующих слагаемых:
1. Задержка между внешним тактовым сигналом (от ведущего) и внутреннего тактового сигнала ведомого;
2. Задержка между внутренним тактовым сигналом последовательными данными и/или сигналом выбора канала.