Файл: Недействительность сделок (Понятие недействительной сделки)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Сделки с пороками содержания

Сделки с пороками содержания признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов. Среди отдельных составов недействительных сделок с пороками содержания следует назвать сделки, совершаемые с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), а также мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ), которые являются ничтожными.

Основы правопорядка - это установленные государством основополагающие нормы об общественном, экономическом и социальном устройстве общества, направленные на соблюдение и уважение такого устройства, обеспечение соблюдения правовых предписаний и защиту прав и свобод граждан.

Нравственные и моральные устои, которым не должна противоречить гражданско-правовая сделка, включают в себя сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливом и должном. Требования нравственности, в отличие от права, не закреплены в системе письменных норм и получают свое выражение в общепризнанных представлениях о должном поведении, сложившемся в результате длительного общественного развития.

Условием применения ст. 169 ГК РФ является наличие умысла хотя бы у одного участника сделки. Умысел означает понимание противоправности последствий совершаемой сделки и желание их наступления (прямой умысел) или хотя бы допущение таких противоправных последствий (косвенный умысел). Наличие умысла должно быть доказано.

Последствием недействительности рассматриваемой группы сделок является взыскание всего полученного и причитавшегося по ней в доход Российской Федерации при наличии умысла у обеих сторон сделки или у одной из них. В отношении невиновной стороны применяется односторонняя реституция. Из текста ст. 169 ГК РФ следует, что, если исполнение не состоялось, предусмотренные в ней последствия не применяются и сделка признается ничтожной.

Статья 170 ГК РФ предусматривает недействительность мнимой и притворной сделок и вводит определение понятия мнимой и притворной сделки в текст статьи.

Мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. В данных сделках имеет место только волеизъявление, в основе которого нет воли совершить данную сделку иначе, как только для вида. Основным признаком данной сделки является отсутствие у сторон намерения создать правоотношения, соответствующие заключенному договору.


Мнимая сделка может быть совершена в любой форме, но, как правило, стороны стараются облечь ее в письменную (простую или нотариальную) форму, чтобы документ мог послужить доказательством ее совершения, не говоря уже о том, что предписанная законом форма совершается всегда. Мнимые сделки чаще всего преследуют какую-то противозаконную цель. Однако это не обязательно. Установление мнимости сделки всегда представляет определенные трудности. Мнимой будет, например, сделка купли-продажи жилого дома, если этот дом остался во владении продавца, а из обстоятельств дела видно, что стороны преследовали цель воспрепятствовать обращению взыскания на дом кредиторами должника. Данная сделка ничтожна, и ее последствием является двусторонняя реституция.

Притворная сделка есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Притворная сделка совершается лишь для вида с целью создать у окружающих неправильное представление о действительных взаимоотношениях сторон по сделке.

Притворная сделка схожа с мнимой тем, что и здесь имеет место расхождение между волей и волеизъявлением, но если при совершении мнимой сделки ее участники вовсе не желают наступления правовых последствий, свойственных ее содержанию, то при совершении притворной сделки стороны имеют намерение своими действиями вызвать правовой эффект, но не тот, который по закону является результатом данного волеизъявления, а другой, о котором они фактически договорились. В данном случае закон, признавая притворную сделку ничтожной, предлагает применять правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду.

Примером притворной сделки являются получившие довольно широкое распространение сделки купли-продажи автомашин, которые оформляются как передача во временное безвозмездное пользование или путем выдачи доверенности. Это делается обычно для того, чтобы избежать необходимости платить причитающуюся за совершение сделки купли-продажи автомашины государственную пошлину. В данном случае сделка сдачи в безвозмездное пользование будет признана недействительной, а к отношениям сторон будут применяться нормы о купле-продаже.

Притворная сделка не всегда прикрывает сделку противозаконную. Например, стороны, дабы не раскрывать подлинной природы своих отношений, заключают договор купли-продажи ценной картины, чтобы скрыть по тем или иным личным соображениям от родственников договор дарения.

Стороны прибегают к притворным сделкам нередко для того, чтобы получить правовой эффект, который достигали бы и прикрытой сделкой, если бы ее можно было совершить открыто. Это становится возможным потому, что притворная и прикрытая сделки имеют совпадающие условия и результат. Так, прибегая к договору дарения вместо договора купли-продажи, стороны имеют в виду передать имущество в собственность другому, и это совпадает в обоих видах договоров. Но стороны скрывают, что было произведено и встречное исполнение, т.е. был передан денежный эквивалент этого имущества, чего не могло быть в договоре дарения. Выявление этого различия и позволяет установить, что была заключена притворная сделка, которой прикрыто действительное правоотношение, которое стороны имели в виду.


Последствия совершения мнимых и притворных сделок не установлены ст. 170 ГК РФ. Это не значит, что в отношении этих сделок надлежит применять п. 2 ст. 167 ГК РФ, который гласит, что каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке в натуре или возместить стоимость полученного в денежном эквиваленте. Особенность этих сделок состоит в том, что заключившие их физические и юридические лица не собираются ничего по ним передавать и ничего не передают, а поскольку исполнения не было, единственной санкцией за их совершение может быть признание их недействительными.

2.5. Сроки давности по требованиям о недействительности сделок

Нововведением ГК РФ является установление сроков исковой давности по недействительным сделкам. Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение, а иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности - в течение 1 года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной [6].

К срокам исковой давности по недействительным сделкам, относящимся к специальным срокам, применяются в силу прямого указания в законе общие правила о давности [7]. Это означает, что указанные давностные сроки при наличии предусмотренных в ГК условий могут приостанавливаться, прерываться, а также восстанавливаться судом, рассматривающим спор. Нормам ГК о недействительности сделок придана обратная сила, что допускается п. 1 ст. 4 ГК.

Глава 3. Правовые последствия признания недействительности сделок

Если сделка, совершенная с нарушением требования закона, не исполнялась, она просто аннулируется. Если же признанная недействительной сделка полностью или частично исполнена, возникает вопрос об имущественных последствиях ее недействительности.

3.1. Двусторонняя реституция

Главным имущественным последствием недействительности сделок является двусторонняя реституция (от лат. restituere - восстанавливать, возмещать, приводить в порядок). В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК, содержащей общие правила о последствиях недействительности сделок, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Например, при совершении договора купли-продажи часов недееспособным лицом часы должны быть возвращены продавцу, а деньги - покупателю, т.е. стороны возвращаются в положение, в котором находились до совершения сделки (первоначальное правовое положение).


Согласно п. 2 ст. 167 ГК двусторонняя реституция наступает во всех случаях недействительности сделки, если в законе не указаны иные имущественные последствия. Двусторонняя реституция, в частности, предусмотрена для случаев недействительности сделок, совершенных:

  • с нарушением формы;
  • с нарушением правил о государственной регистрации сделки;
  • с выходом за пределы правоспособности юридического лица;
  • с выходом за пределы ограничений полномочия на совершение сделки;
  • недееспособными гражданами;
  • малолетними, не достигшими четырнадцатилетнего возраста;
  • несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
  • гражданами, ограниченными в дееспособности;
  • гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими;
  • под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение.
  • при признании сделки недействительной как совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности, если ни одна из сторон не допустила умысла.

3.2. Односторонняя реституция

Другим правовым последствием недействительности сделки является односторонняя реституция, заключающаяся в том, что исполненное обратно получает только одна сторона (добросовестная). Другая (недобросовестная) сторона исполненного не получает. Оно передается в доход государства. Если же недобросовестная сторона не успела исполнить сделку, в доход государства передается то, что подлежит исполнению. Таким образом, в отношении недобросовестной стороны применяется санкция конфискационного характера.

Последствия в виде односторонней реституции с обращением в доход Российской Федерации имущества, полученного по сделке потерпевшим, а также причитавшегося ему в возмещение переданного виновной стороне, предусмотрены для случаев признания недействительными сделок, заключенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или при стечении тяжелых обстоятельств. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Такие же последствия предусмотрены для сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности, если виновно действовала только одна сторона.

Заключение

"Недействительная сделка" - противоречивый термин. Обозначаемое им понятие сделкой не является. Это не прекращенная сделка, а непризнание за актом поведения качества сделки. Профессор И.С. Перетерский первым в 1929 году попытался отграничить от сделок "недействительные сделки". Он обоснованно полагал, что "не всякое действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, порождает те юридические последствия, для достижения которых произведено это действие. Сделка - это действие, дозволенное законом. Действия, хотя бы и вызывающие юридические последствия, но не те, которые имели в виду участники, не пользуются защитой закона и не являются сделками" [8]. При этом данные акты не утрачивают качества юридических фактов и небезразличны с точки зрения права.


Н.В. Рабинович признавала "недействительную сделку" сделкой и в то же время расценивала этот юридический факт как правонарушение.

"Недействительная сделка, - справедливо полагала Н.В. Рабинович, - правонарушение особого порядка» [9].

К правонарушениям "недействительную сделку" относит и Ф.С. Хейфец. По его мнению, она "по своей правовой природе представляет собой правонарушение, несмотря на то, что по содержанию и форме она возникла как сделка" [10]. Недействительная сделка потому и является правонарушением особого порядка, что по содержанию и форме она образовывалась именно как сделка. Субъект сделки не всегда стремится к совершению виновных действий, но объективно эти действия всегда противоправны.

Особенность гражданского права, состоящая в запрете объективно противоправного деяния и возможности наступления гражданско-правовой ответственности без вины, «дают нам основание и в случае отсутствия вины, при наличии объективной противоправности относить недействительные сделки к правонарушениям» [11].

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
  4. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (под ред. О.Н. Садикова). - "Юристъ", 2001 г.
  5. Гражданское право: Учебник, том 1.- Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева; д.ю.н., проф., члена-кореспондента РАН Ю.К. Толстого.- М.: Изд-во Проспект, 2003.
  6. Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М.: Юрайт, 2000.
  7. Перетерский И.С. Гражданский кодекс РСФСР. Научный комментарий. Вып. 5. Сделки. Договоры. М., 1929.
  8. Рабинович Н.В. Недействительность сделок и ее последствия: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. Л., 1961.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), ст. 166.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), ст. 166, п. 2.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), ст. 28, п.1.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), ст. 158.

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, ст. 179.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), ст. 181.

  7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), ст. 197, п.2.

  8. Перетерский И.С. Гражданский кодекс РСФСР. Научный комментарий. Вып. 5. Сделки. Договоры. М., 1929. С. 6.

  9. Рабинович Н.В. Недействительность сделок и ее последствия: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. Л., 1961. С. 7.

  10. Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву.М.: Юрайт, 2000. С. 38.

  11. Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М.: Юрайт, 2000. С. 40.