ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Магний и сплавы на его основе
Магний – металл светло-серого цвета с температурой плавления 650ºС. Характерной особенностью магния является его малая плотность ‑ 1,73 г/см3 против 2,7 г/см3 для алюминия и 8,94 г/см3 для меди. На воздухе магний легко воспламеняется и горит с выделением большого количества тепла и ослепительно белого цвета. Магний используется в пиротехнике, химической промышленности и др.
В состав магниевых сплавов чаще вводят алюминий, цинк, марганец, цирконий редкоземельные элементы и другие металлы, которые измельчают зерно сплава, повышают его механические свойства, в т.ч. прочность и пластичность. Редкоземельные металлы, торий и кальций увеличивают жаропрочность магниевых сплавов, бериллий снижает их способность к самовозгоранию в расплавленном состоянии.
Магниевые сплавы делятся на деформируемые, поступающие в виде листов, полос профилей, прутков и поковок, и литейные, предназначенные для изготовления деталей методом фасонного литья. Деформируемые сплавы маркируются буквами МА, литейные ‑ буквами МЛ, далее следует цифра, показывающая номер сплава, например, МА1, МА5, МЛ3, МЛ10.
Деформируемые магниевые сплавы бывают невысокой прочности (М1), средней прочности (МА8 и МА9), высокопрочные (МА2-1, МА5, ВМ 65-1), жаропрочные (МА11 и ВМД-1).
Литейные магниевые сплавы бывают средней прочности (МЛ3), высокопрочные (МЛ5) и жаропрочные (МЛ10 и ВМЛ-1). Литейные магниевые сплавы имеют невысокий модуль упругости, и вследствие этого высокие демпфирующие свойства (гасят колебания и вибрации конструкции). Сплавы хорошо обрабатываются резанием, но при соблюдении ряда предосторожностей.
Недостатком магниевых сплавов по сравнению с алюминиевыми являются низкий модуль упругости и пониженная устойчивость против коррозии. Для повышения коррозионной стойкости магниевые сплавы подвергают оксидированию; на оксидированную поверхность наносят лакокрасочные покрытия. Вследствие высокой удельной прочности магниевые сплавы нашли широкое применение в самолето- и ракетостроении, автомобилестроении, электротехнике, радиотехнике, в текстильной, полиграфической промышленности, на транспорте и т.д.
Титан и его сплавы
Титан – металл серого цвета с температурой плавления 1665ºС. Отличительными особенностями титана являются высокие механические свойства (хорошее сочетание прочности и пластичности), его малая плотность, высокая удельная прочность, хорошая коррозионная и химическая стойкость благодаря защитной оксидной пленке на поверхности металла, низкий модуль упругости, низкие антифрикционные свойства. Механические свойства Ti сильно зависят от наличия примесей – с повышением их количества повышается прочность титана и понижается пластичность. Несмотря на высокую температуру плавления, титан имеет более невысокую жаропрочность: предельная температура использования Ti и его сплавов 550-600ºС. При более высокой температуре Ti и его сплавы легко окисляются и поглощают водород, что приводит к охрупчиванию. Технический титан хорошо обрабатывается давлением, сваривается, из него можно изготавливать сложные фасонные отливки, но обработка резанием затруднительна.
Для получения сплавов с заданными механическими свойствами титан легируют Al, Mn, Mo и др. Наибольшее применение нашли сплавы, в которых основным легирующим элементом является алюминий, например, сплав ВТ5, содержащий до 5%Al. Кроме того, применяют и сложнолегированные сплавы, например, ВТ 3-1, ВТ-6, ВТ-8.
Титан и его сплавы широко используют в различных областях техники (авиационной, ракетно-космической, судостроении, химической промышленности), когда требуются высокая удельная прочность и хорошая сопротивляемость коррозии.
Баббиты
Баббитами называют антифрикционные сплавы на основе олова или свинца. Эти сплавы предназначаются для заливки подшипников скольжения. Отличительной особенностью баббитов являются низкая температура плавления (350-450ºС), хорошая прирабатываемость и отсутствие схватывания со сталью. Лучшими антифрикционными свойствами обладают оловянистые баббиты: Б83 (10-12% сурьмы, 5,5-6,5% меди, остальное – олово), служащий для изготовления турбокомпрессоров, дизелей, электродвигателей) и Б89 (7,25-8,25% сурьмы, 2,5-3,5% меди, остальное – олово), предназначенный для изготовления тяжелонагруженных подшипников паровых турбин. Для других подшипников применяют баббиты, в которых значительная часть олова заменена свинцом. Свинцовые баббиты обладают более высоким коэффициентом трения, менее износостойки и более хрупки, к ним относятся Б16, Б6, БТ, БН. С повышением температуры твердость баббитов сильно снижается, поэтому рабочие температуры подшипников, залитых баббитом, не должны превышать 80ºС.