ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2-3

1.Классификация рынков……….…………………………………………………………4-8

1.1 Организационный признак……..…………………………………………………..4

1.2 Пространственный признак………………………………………………………….5

1.3 Функциональный признак…………………………………………………………….5

2.Проблемы развития рыночной инфраструктуры в РФ………………………9-10

Заключение …………………………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………………………12

Введение

Учение об экономике началось еще в рабовладельческом обществе.

Древнегреческий философ Аристотель (III век до н.э.) ввел понятие науки

«экономия», в которой рассматривалась организация хозяйства в поместье рабовладельца.

Экономическая теория как наука (система знаний о существовании

экономики) возникла в 17–18 вв. Ее основной задачей было выяснить как

создать богатство в государстве. Первоначально возникла школа экономистов-меркантилистов. Представители этой школы считали, что основное богатство общества – деньги, золото. Поэтому главный упор они делали на развитие торговли и накопление золота. Ярким представителем этой школы является Антуан д`Монкретьен.

В след за этой школой появилось учение физиократов («физио»-природа;«крат»-власть). Эта школа признавала в качестве источника богатства производство, но ограничивала его одной отраслью – сельским хозяйством. Ярким представителем этой школы является Франсуа Кенэ.

Наиболее обоснованные ответы на все вопросы дала классическая школа английских экономистов Уильяма Петти и Адама Смита, Давида Рикардо. Они установили, что богатство государства возникает во всех отраслях материального производства. Источниками богатства являются природные ресурсы и труд людей. Согласно их теории природа – «Мать богатства» снабжает людей средствами жизни и производства – уголь, нефть и т.д. «Отцом богатства» является труд людей. Экономический и социальный прогресс в обществе зависит от количества и качества продуктов, создаваемых трудом. Опираясь на теоретические основы различных экономических школ, можно


сформулировать определение современного производства - это две

взаимосвязанные сферы:

. Материальное производство, которое создает благо, продукты в отраслях

промышленности и сельского хозяйства, строительства и т.д. и оказывает

материальные услуги (транспорт, торговля...)

. Нематериальное производство, в котором создаются духовные,нравственные ценности (здравоохранение, культура, образование, спорт…).

В настоящее время понятие экономики рассматривается в нескольких аспектах:

1. Совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

2. Экономика – способ взаимодействия отраслей народного хозяйства.

3. Экономика – совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающая общество жизненно необходимыми благами и услугами. Экономика как народное хозяйство (национальная экономика) состоит из отдельных отраслей, комплексов отраслей, экономических районов и инфраструктуры.

4. Экономика – наука о хозяйственных связях и отношениях.

И еще в этой теме рассмотрены проблемы современной рыночной структуры в целом и проблемы регионального телерадиовещания в частности, как одного из составляющих рыночную инфраструктуру.


Классификация рынков.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.1

Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

. тесные связи между ее элементами;

. определенная устойчивость этих связей;

. целостность, совокупность данных элементов.2

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.

. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих

продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную

продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство

фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные

фирмы на этом рынке.

. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.

Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах

платежеспособного спроса.

2. Пространственный признак:

. Местный рынок;

. Региональный рынок;

. Национальный рынок;

. Рынок покупателей;

. Рынок продавцов;

. Рынок государственных учреждений;

. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений):

. Рынок товаров и услуг;

. Рынок труда;

. Финансовый рынок;

. Информационный рынок;

. Рынок недвижимости;

. Валютный рынок.

Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

. Оптовый

. Розничный

. Фьючерсный

По степени регулируемости:

. Регулируемый

. Не регулируемый

По уровню насыщения:

. Равновесный

. Избыточный

. Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

. Легальный

. «Черный»

По товарным группам:

. Рынок товаров производственного назначения;


. Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

. Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

. Неразвитый рынок;

. Развитый рынок;

. Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

. Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого

производителя;

. Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров

многих производителей;

. Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

. Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

. Рынок автомобилей;

. Рынок нефти;

. Рынок компьютерной техники и т.д.

Выделяют также следующие виды рынков:

. Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского

назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

. Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки

недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических

ресурсов, полезных ископаемых.

. Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки),

кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-

продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги,

произведения литературы и искусства.

. Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма

движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.

Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на

отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:

1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.


3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:

. приобретение товаров носит случайный характер;

. поиск выгод при покупке товаров;

. статус постоянного клиента;

. эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

4. Потребителей также можно разделить на группы:

. по социальному составу (с различной степенью достатка);

. стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.);

. личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.