Файл: Экологический аудит 2 лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности при процедурах проверки по существу. Аудитору также необходимо принимать во внимание временные рамки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, наличие ассистентов и других подчиненных аудитору специалистов, а также привлечение других аудиторских организаций или экспертов.

2.2. У правление программой аудита

Управление программой аудита включает в себя:

1) разработку программы аудита;

2) установление полномочий в рамках программы и обеспечение ее выполнения;

3) проведение мониторинга и анализа программы аудита;

4) оценку перспектив деятельности по улучшению (развитию) программы аудита.

Рис. 13. Блок-схема управления программой аудита

Представленная на рис. 13 блок-схема процесса управления программой аудита состоит из 3 стадий и иллюстрирует практическое применение методологии «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй».

2.2.1. Разработка программы аудита

В ходе I стадии разработки программы аудита определяются следующие позиции:

  • цели и объем программы;

  • ответственные;

  • ресурсы;

  • процедуры.

Постановка корректных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.

Выбор цели программы аудита при рассмотрении должен учесть:

  • приоритеты руководства;

  • коммерческие намерения;

  • требования систем менеджмента;

  • регламентирующие, законодательные и контрактные требования;

  • необходимость оценок поставщиков;

  • требования потребителей;

  • потребности других заинтересованных сторон;

  • риски организации и пр.


В качестве целей программы аудита можно выделить:

  • подтверждение соответствия требованиям стандарта системы менеджмента для целей сертификации;

  • подтверждение соответствия контрактным требованиям;

  • получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

  • содействие улучшению системы менеджмента.

Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита являются развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности.


2.2.2. Выполнение программы аудита

II стадия – выполнение программы аудита – включает:

  • оценивание аудиторов;

  • назначение группы по аудиту;

  • составление графиков аудитов;

  • управление проведением аудитов;

  • поддерживание записей.

Для выполнения программы экологического аудита необходимо сформировать группу по аудиту с предоставление им необходимых ресурсов и провести аудит в соответствии с намеченными графиками. Необходимо управлять записями по аудиту, а также анализировать и утверждать отчеты по аудиту и рассылать их заинтересованным сторонам. При необходимости следует обеспечить проведение последующих аудитов.

Реализация программы аудита предполагает также постоянную оценку потребностей в обучении и профессиональном росте аудиторов. Данное требование является новым и подчеркивает важную роль аудитов в постоянном улучшении систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:

  • определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;

  • ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;

  • уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.

Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирование объектов должно быть тщательно спланировано и хорошо организовано. При этом следует иметь в виду чрезвычайную сложность объектов аудирования: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.


При реализации программы аудита (проверки) требуются следующие действия:

  1. Довести программу аудита до сведения заинтересованных сторон (назначить проверяемому место и время проведения проверки).

  2. Координировать и составлять графики аудитов и других действий, относящихся к программе.

  3. Обеспечить проведение аудитов в соответствии с программой аудита (например, расписать, какие члены аудиторской группы, в сопровождении какого служащего должны прибыть в конкретные подразделения с указанием даты и времени с точностью до минут; проверяемые, зная время прибытия членов комиссии к ним, должны заранее спланировать свою работу так, чтобы они могли работать с проверяющими в течение всего промежутка времени, отведенного для проверки).

  4. Обеспечить подбор групп по аудиту.

  5. Предоставить аудиторам необходимые ресурсы (помещение для совещаний (предварительных, ежедневных, заключительных), сопровождение для аудиторов – при приезде комиссии необходимо к каждому ее члену прикрепить служащего, который будет везде его сопровождать, а также являться свидетелем того, что происходило при проверке).

  6. Установить и поддерживать процесс оценки аудиторов и непрерывного повышения профессионального уровня аудиторов.

  7. Идентифицировать, получить и изучить документы, относящиеся к проверке (политика и цели в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры, должностные инструкции и другие документы третьего уровня).

  8. Обеспечить управление записями по аудиту.

  9. Обеспечить проведение анализа и утверждения отчетов по аудиту, а также обеспечить их рассылку заказчику аудита и другим сторонам.

  10. Обеспечить проведение последующих аудитов и действий по результатам аудита, если это требуется.


2.2.3. Мониторинг и анализ программы аудита

III стадия – мониторинг и анализ программы аудита (впервые появилось в стандарте ISO 19001:2002) предполагает отслеживание и периодическую проверку степени достижения поставленных целей с последующим выявлением (идентификацией) возможности улучшения в несколько этапов:

  • мониторинг и анализ программы;

  • определение необходимости в корректирующих действиях программы;

  • определение возможностей для улучшения программы.

Стандарт рекомендует использовать показатели эффективности для мониторинга следующих характеристик:

  • соответствия программы аудита намеченным графикам работ;

  • обратной связи с заказчиками аудита, проверяемыми организациями и аудиторами;

  • способности групп по аудиту к выполнению плана аудита.

Для оценки достижения целей и выявления возможностей улучшения программы аудита должен проводиться мониторинг реализации и, через определенные промежутки времени, анализ программы аудита с последующим представлением результатов высшему руководству.

Так, анализ программы аудита должен учитывать:

1) результаты и тенденции, выявленные при мониторинге;

2) соответствие процедурам;

3) растущие потребности и ожидание заинтересованных сторон;

4) записи программы аудита;

5) альтернативные или новые методики проведения аудита;

6) согласованность деятельности аудиторских групп в сходных ситуациях.

Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение и последующее развитие программы аудита.

В заключении по результатам аудита может быть указано на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или действий по улучшению, при необходимости. Такие действия обычно разрабатываются и проводятся проверяемой организацией в течение согласованного срока и не рассматриваются как часть аудита. Проверяемая организация должна информировать заказчика аудита о статусе таких действий. Выполнение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы (проверены). Верификация может быть частью очередного аудита. В программе аудита может быть определено проведение последующего аудита членами аудиторской группы, имеющими ценный опыт. В таких случаях следует обратить внимание на обеспечение независимости при очередном аудите.