ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.2. Эволюция подходов к экологическому аудиту
1.2.2. Место и роль экологического аудита в Британском стандарте bs 7750
1.2.3. «Руководство по экологическому менеджменту и экологическому аудиту» emas
1.2.4. Деятельность организации по стандартизации (iso) в сфере регламентирования экоаудита
1.3. Теоретические основы экологического аудита 1.3.1. Термины и определения экологического аудита
1.3.2. Цели и задачи экологического аудита
1.3.3. Предмет изучения и направления проведения экологического аудита
1.3.4. Принципы проведения экологического аудита
1.3.5. Формы проведения экологического аудита
1.3.6. Преимущества применения экологического аудита
Преимущества, получаемые предприятием после проведения экологического аудита
По данным Всемирного банка, увеличение стоимости проектов, связанное с проведением экоаудита, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение экологических факторов в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей вынужденной установки дополнительного очистного оборудования. Затраты на ликвидацию последствий использования экологически опасных технологий в 30-35 раз выше расходов на изначальную разработку и применение экологически совершенного оборудования.
Экологический аудит позволяет без дополнительных затрат повысить эффективность системы экоменеджмента и в целом улучшить имидж, а также инвестиционную привлекательность предприятия.
Большое внимание следует уделить тому, что аудит должен рассматриваться как вид помощи высшему руководству, а не как угрожающая или неприятная процедура. Роль высшего руководства заключается в создании новых элементов производственной культуры, способных осознать выгоды экологического аудита и рассматривающих его как традиционно-привычную, но при этом значимую деятельность по управлению предприятием и выявлению резервов потенциального роста и развития.
1.4. Классификации аудитов
Аудиты могут быть классифицированы по виду, по стадиям, по объекту и по методу проведения (рис. 6).
Рис. 6. Классификация аудитов
1.4.1. Виды аудитов
По видам аудиты могут быть внутренними и внешними (рис. 6).
Аудит первой стороной (внутренний аудит). Это аудит, проводимый организацией у себя же, т. е. внутренняя проверка, требующая от организации обследования ее собственных систем, процедур и работ, чтобы удостовериться в их адекватности и соответствии. Он представляет руководству информацию о том:
выполняются ли его приказы, распоряжения, директивы;
так ли система действенна и результативна, как ей следует быть;
где система дает сбои.
Организация руководит своей внутренней проверкой и демонстрирует, что ее система менеджмента соответствует требованиям применимого стандарта. Однако можно ожидать, что результаты внутреннего аудита будут рассматриваться с определенным скептицизмом сторонними организациями. Тем не менее, внутренние аудиты можно использовать в процессе подготовки к сертификации для определения, как продвигается организация к проверке второй и третьей стороной.
Аудит второй стороной. Это проверка организации от имени потребителя или другой заинтересованной стороны. Цель аудита второй стороной – получить достаточную информацию о системе менеджмента организации для обеспечения уверенности потребителя в том, что его специфические требования будут выполняться гарантировано и стабильно.
Важно, чтобы аудит проводился профессионально и достоверно отражал результативность системы менеджмента организации. Необходимо помнить, что результаты аудита повлекут коммерческие решения, которые могут повлиять на будущее обеих организаций. Поэтому он должен быть проведен квалифицированным обученным персоналом, что является гарантией получения достоверной информации.
Неудобством для небольших организаций будет являться то, что они могут в течение короткого периода времени подвергаться нескольким проверкам, проводимыми второй стороной. Часто могут иметь место различные интерпретации или различия в требованиях.
Аудит второй стороной может проводиться независимой организацией (например, органом по сертификации или консалтинговой компанией), но это будет аудит от имени заинтересованной стороны, если эта сторона выступает в роли заказчика аудита и, соответственно, получает от проверяющей организации отчет по результатам проверки.
Аудит третьей стороной. Это проверка, проводимая внешней независимой организацией (третьей стороной). Чаще всего оценка третьей стороной применяется с целью выявления соответствия стандарту и выхода на сертификацию.
Как и аудит второй стороной, аудит третьей стороной предъявляет особые требования, как к аудитору, так и к проверяемой организации. Аудитор должен быть профессиональным и компетентным, чтобы результаты аудита точно и справедливо отражали состояние системы менеджмента.
1.4.2. Стадии проведения аудита
По стадиям аудиты разделяются на две стадии:
проверка адекватности;
проверка соответствия.
Проверка адекватности определяется степень, с которой документированная система адекватна требованиям применимого стандарта.
Проверка адекватности может выполняться путем:
рассмотрения требований соответствующего стандарта с определением тех частей документированной системы, которые относятся к данным требованиям;
проработки пункт за пунктом документированной системы и сопоставление с применимыми требованиями стандарта.
У всех проверок третьей стороной и многих проверок второй стороной следующая стадия проверки зависит от результатов первой стадии, поскольку, если документация системы менеджмента неадекватна требованиям применимого стандарта, то нет смысла проверять соответствует ли деятельность на местах требованиям, установленным в этой документации.
Проверка соответствия. Эта проверка, признанная установить степень, с которой документированная система понимается, внедрена и поддерживается работниками.
В тех случаях, когда применимый стандарт не требует для осуществления той или иной деятельности разрабатывать документированную процедуру, проверка соответствия производится относительно применимых требований стандарта.
1.4.3. Объекты аудита
Объектами аудита могут быть продукция, процессы или системы менеджмента.
Проверка продукции применима и к техническим средствам, программным средствам, перерабатываемым материалам, услугам.
Наиболее распространенными являются проверки специальных процессов (сварки, литья, термической обработки и т. п., а также большинство процессов оказания услуг), т. е. процессов, недостатки которых не могут быть выявлены последующим измерением продукции (результата процесса), а выявляются только после начала использования продукции.
Согласно требованиям стандарта ИСО 9001, организация должна систематически проверять результативность функционирования системы менеджмента. Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 рассматривают аудиты как инструмент менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики организации в области качества и/или экологического менеджмента, для оценки соответствия при сертификации и регистрации.
Проверки системы менеджмента качества и/или системы экологического менеджмента планируются для достижения одной или нескольких целей:
а) определение соответствия или несоответствия системы менеджмента требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;
б) определение эффективности внедренной системы менеджмента с точки зрения соответствия поставленным целям;
в) обеспечение возможности улучшения системы менеджмента;
г) получения разрешение на регистрацию системы менеджмента проверяемой организации для последующей сертификации (сертификационный аудит).
Проведение экологического аудита возможно представить как в горизонтальном, так и вертикальном разрезе. При горизонтальном рассмотрении экоаудит проводится на уровне:
государственных структур;
транснациональных корпораций;
отраслей;
территорий (регионов);
муниципальных образований;
предприятий (организаций).
При этом отраслевой уровень экоаудита подразделяется на два типа:
структурный аудит оценивает соответствие общему экологическому курсу отрасли;
проблемный аудит оценивает состояние решения конкретных экологических проблем отрасли.
При вертикальном рассмотрении возможностей проведения процедуры экологического аудита выделяются следующие уровни:
Уровень предприятия (организации) в целом, а также отделений и дочерних предприятий (внутренний аудит).
Уровень, выходящий за рамки предприятия (внешний аудит).
Отдельные мероприятия по улучшению экологической ситуации могут рассматриваться и вне проведения аудита.