ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 416
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие гражданского права.
2. Предмет гражданского права.
3. Принципы гражданского права.
4. Функции гражданского права.
6. Система гражданского права.
8. Значение судебной практики для регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права.
9. Аналогия закона и аналогия права.
10. Понятия и структура гражданского правоотношения.
11. Основания возникновения гражданских правоотношений (юридические факты).
13. Опека, попечительство. Патронаж
14. Безвестное отсутствие. Объявление умершим. Последствия явки лица, объявленного умершим.
15.Понятие и признаки юридического лица
16. Классификация юридических лиц
17.Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.
18. Хозяйственные товарищества.
19.Хозяйственные общества. Дочерние и зависимые хозяйственные общества.
20. Правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия.
21. Правовое положение и виды некоммерческих организаций
22. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
23. Понятие и виды объектов гражданских прав.
24. Виды вещей в гражданском праве
25. Деньги и ценные бумаги в гражданском праве
26. Понятие и виды сделок. Условия их действительности.
29 Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав.
30 Способы защиты гражданских прав.
31 Представительство в гражданском праве. Доверенность.
32. Понятие, виды и исчисление сроков в гражданском праве.
36. Право общей собственности.
37. Ограниченные вещные права.
38. Защита права собственности и иных вещных прав.
- имеют приоритетное действие, что предусмотрено К РФ. Как говорится в ст. 7 ГК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".
2) Обычаи делового оборота. При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи, которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это не противоречащие закону, иным обязательным для субъектов положениям правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности. При этом не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).
Действие закона во времени (ст. 4 ГК РФ) - принцип немедленного действия закона - его немедленное распространение на отношения, возникшие после введения закона в действие. Следует учитывать три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.
В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа
- в результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям: истечение срока, на который он был принят; объявление об утрате им юридической силы; принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений; его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).
Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует. Юридической науке также известен принцип экстерриториальности, когда определенные части территории государства, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Юридически они считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.
Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что все акты действуют на территории, которая подведомственна принявшему их органу, т. е. на территории РФ. К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К территории РФ также приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под российским флагом. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские — в водах и воздушном пространстве своего государства и открытых морях или воздушном пространстве.
Исключением из этого правила является указание, содержащееся в самом законе об ограничениях границ его действия или действия его отдельных норм. Кроме того, стороны при заключении внешнеторговых сделок могут предусмотреть соответственную оговорку, которая предусматривает разрешение споров по правилам материального права страны истца либо ответчика.
8. Значение судебной практики для регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права.
Судебный прецедент не признается источником гражданского права, поскольку судебные учреждения относятся к числу правоприменительных, а не законодательных органов, и поэтому принятые ими решения и разъяснения не являются нормами права. Они считаются лишь актами применения права, носят прецедентный характер, относятся к конкретному делу в отношении его участников, а не для всех субъектов предпринимательской деятельности. Хотя до настоящего времени данный вопрос является спорным.
Под судебной и арбитражной практикой понимают:
• решения и определения «низовых судов» общей компетенции и арбитражных судов;
• постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.
Значение судебной практики:
- решения низовых и арбитражных судов обязательны лишь для участвующих в конкретном деле сторон;
- постановления Судебных пленумов и Арбитражного суда обязательны для соответствующих органов суда и Арбитражного суда.
Возникающие между субъектами гражданского права споры разрешаются судами общей юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитражными судами (споры предпринимателей).
Высшие органы этих судебных систем — Пленумы — наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму постановлений.
Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было высказано мнение о том, что решения судов, формулируемые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъяснению норм законодательства, имеют нормативный характер. В дальнейшем было предложено именовать их правоположениями. По существу, это является признанием за постановлениями высших судебных органов свойств дополнительного источника гражданского права (как и других отраслей российского права). Правовое значение таких разъяснений в нормах действующего законодательства не определено. Они отражают практику применения высшими судебными инстанциями норм гражданского законодательства, и их следует считать актами судебного толкования норм права. Однако, они должны учитываться при совершении гражданско-правовых сделок и разрешении возникающих имущественных споров. По своему содержанию эти акты выходят за рамки толкования норм гражданского права и имеют более широкое нормативное значение.
Судебные акты дают материал для правильного понимания и применения действующих правовых норм и устраняют пробелы в праве. Решения, выносимые судами по конкретным гражданско-правовым спорам и разъяснения судов, таким образом, могут считаться производным и дополнительными источником права.
9. Аналогия закона и аналогия права.
Компетентные органы при применении закона, в отдельных случаях сталкиваются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм. Отсутствие в действующем законодательстве необходимой юридической нормы права называется пробел в праве.
Пробел в праве в широком смысле представляет собой отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Фактически это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.
Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух основных причин:
~ появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;
~ упущения при подготовке актов.
В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется (восполняется):
Аналогия закона и аналогия права
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанные не на данные, а на сходные, близкие, родственные отношения.
При аналогии закона решающим основанием, предопределяющим возможность применения той или иной нормы, является существенное сходство между теми отношениями, которые прямо не предусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкретными юридическими нормами. Причем существенность сходства охватывает и область права (однотипность правового режима).
Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:
а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;
б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;
в) отношение не урегулировано соглашением сторон;
г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.
Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.
Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.
Применение аналогии права возможно при наличии двух условий:
» при обнаружении пробела в законодательстве;
» при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.
Применение аналогии существенно обогащает юридическую практику и может служить основой для развития законодательства.
Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом, а вопрос требует юридического решения.
Требования к использованию аналогии
Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запрещения и где сам нормодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом. Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:
1. решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;
2. сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;
3. выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;
4. исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;
5. выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;
6. решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.
Поэтому использовать аналогию могут только компетентные органы с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).
Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу.