ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Статья опубликована в журнале «Справочник по управлению персоналом» №2, 2005г. Обучаем - оцениваем. Модели критериальной оценки результатов обучения.
Для оценки результативности и эффективности обучения разделяем обучение на краткосрочное и долгосрочное, поскольку для разных видов обучения целесообразно использовать различные методики оценки результативности обучения.
Краткосрочное обучение: от 1 до 5 дней.
Все остальные виды обучения, а также модульное обучение, включающее в себя обучение по 3 дня, но несколько модулей, рассматриваем, как долгосрочное.
Хотелось бы кратко остановиться на организации процесса обучения.
Прежде всего важно определить цели обучения, исходя из целей предприятия/подразделения.
В дальнейшем, чтобы провести обучение, будем придерживаться следующих шагов:
Определяем цели обучения в соответствии с целями и стратегией предприятия.
Анализируем потребность в обучении;
Определяем целевые группы;
Планируем программу обучения;
Анализируем и выбираем методы обучения;
Проводим анализ обучающих организаций (тренеров, преподавателей), объявляя тендер для корпоративного обучения;
Обеспечиваем, организуем обучение.
Проводим оценку обучения.
И, конечно, в данном случае руководитель службы персонала осуществляет контроль на всех стадиях организации процесса обучения.
Остановимся более подробно на оценке результативности обучения.
Методы измерения результативности краткосрочного и долгосрочного обучения различны. При краткосрочной схеме обучения оценка базируется на информации по обратной связи, касающейся знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения, практической ценности обучения, методик обучения, полученных от сотрудника, прошедшего обучение и непосредственного руководителя, а при долгосрочной схеме обязательно оценивается эффективность или результативность деятельности сотрудника, прошедшего обучение.
Критерии результативности краткосрочного обучения.
При краткосрочном обучении используются следующие критерии:
1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств,
2. Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение сотрудником специального задания.
3. Удовлетворенность руководства обучившегося.
Рассмотрим данные критерии:
Критерий 1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение.
Для оценки по первому критерию используем анкетирование с критериальными оценками обучаемого.
Анкеты оценки обучения (приложение1) заполняются сотрудниками после обучения
и сдаются в службу управления персоналом, в которой проводится анализ и расчет результативности обучения по 1 критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы.
Критерий 2: Эффективность внесенных сотрудником предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение специального задания.
Сотрудник, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний.
Предложение, поданное сотрудником рассматривается руководством и оценивается его эффективность .
В случае, если сотрудник после обучения не вносит предложений по усовершенствованию, службой персонала совместно с руководителем разрабатывается специальное задание в соответствии с целями пройденного обучения. Устанавливается определенный срок выполнения и далее проводится оценка выполненного задания.
Критерий 3: Удовлетворенность руководителя сотрудником, прошедшим обучение.
Непосредственный руководитель заполняет анкету оценки результативности обучения (приложение2), проводит оценку в баллах. Желательно проводить такую оценку через определенное время после обучения: 2 -3 недели, месяц.
Служба персонала проводит анализ полученных данных. Мы также сравниваем результаты, полученные при оценке по 1 критерию: удовлетворенность обучившегося и удовлетворенность руководства. На основании данных делаем выводы о полученном обучении.
Последний этап: анализ всех данных и выводы об эффективности проведенного
краткосрочного обучения.
Для подведения результатов оценки по сотруднику можно использовать следующую методику:
1. Провести оценку сотрудника, прошедшего обучение по каждому критерию. Просчитать результативность по каждому критерию в процентах.
2. Придать вес каждому критерию (вес-степень значимости критерия для предприятия).
3. Посчитать общую результативность, полученную из расчета по всем критериям
с учетом весов.
4. Просчитать эффективность обучения для данного сотрудника:
Эффективность= общая результативность сотрудника /затраты по обучению,
Затраты по обучению ( стоимость обучения, стоимость командировочных. расходов и т.д.).
Получаем показатель эффективности: относительную величину, выраженную в процентах, на 1 тыс.рубл. затрат на обучение.
Степень общей эффективности обучения сотрудника устанавливается в результате оценки по всем критериям. Пример расчета результативности краткосрочного обучения приведен в таблице.
Таблица. Расчет результативности краткосрочного обучения
Участник обучения (Ф.И.О.) Иванов И. С.
Подразделение, должность: менеджер по продажам
Тема обучения: ”Искусство продаж”
Критерии |
вес |
выполнение |
результат |
1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств (данные по результативности обучения по 1 критерию из Приложения 1) |
0,30 |
90% |
27 |
2. Эффективность внесенного обучившимся предложения по усовершенствованию деятельности его отдела/подразделения или выполнение данным работником специального задания |
0,30 |
80% |
24 |
3. Удовлетворенность руководства сотрудником, прошедшим обучение (данные из Приложения 2) |
0,40 |
80 |
32 |
Общая результативность |
1,00 |
|
83% |
Проанализировав результаты, полученные при оценке результативности (эффективности) обучения сотрудников, важно выявить причины неудовлетворительного обучения и осуществить корректирующие действия, устранив данные несоответствия по обучению.
В дальнейшем, рекомендуем понаблюдать корреляцию полученных показателей с
общей результативностью деятельности сотрудников (достаточно просто ее можно будет посмотреть, анализируя деятельность менеджеров по продажам) и по результатам внести коррективы в методику оценки обучения и разработанные нами критерии.
Критерии результативности долгосрочного обучения.
Кроме критериев, используемых при краткосрочном обучении при долгосрочном обучении дополнительно используем следующие критерии:
Критерий 4: Приобретение обучающимся знаний, навыков и качеств.
Для оценки сотрудников по приобретению знаний, возможно проведение экзамена на наличие тех или иных знаний. Лучше всего для оценки по данному критерию использовать профессиональные тесты (часто в организациях они разрабатываются непосредственными руководителями или ведущими специалистами в данной области деятельности).
Оценка навыков и качеств вызывает определенные трудности:
во-первых, она должна иметь временной лаг, т.е такая оценка проводится, например, через 1-2 месяца после обучения ( в зависимости от должности сотрудника) и вида обучения;
во-вторых, для ее проведения необходимо планировать финансовые и временные ресурсы (она довольно трудозатратна);
Прежде чем оценивать навыки и качества после обучения, необходимо оценить их наличие (уровень развития) до обучения и сравнить результаты.
Что касается инструментария: это может быть оценка 360 градусов (ее варианты),
использование обычных оценочных методик: кейсов, групповых и индивидуальных упражнений, наконец, проведение ассессмент-центра.
Критерий 5: Результативность деятельности(эффективности) обучаемого.
По этому критерию мы оцениваем результативность (эффективность) сотрудника после обучения:
-повышение норм выработки;
-повышение производительности;
-уменьшение времени на выполнение работ, проектов (например, проектировщиков);
-повышение объема продаж (для менеджеров, начальника отдела продаж);
-экономия затрат ( например, при выполнении проекта).
Важно определить время проведения оценки (через какой период времени после обучения).
Конечно, в зависимости от специфики предприятия, вида деятельности, можно использовать те или иные критерии. Можно разделить критерии оценки обучения не в зависимости от времени обучения, а в зависимости от должности сотрудников.
Понятно, что для оценки обучения рабочих эффективнее использовать один набор критериев, для ИТР – это может быть другой, для управленцев - третий.
Можно также рассчитать показатели по оценке эффективности обучения за год: