Файл: Сущность оптовых ярмарок их функции и роль в системе товароснабжения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прогрессивной формой оптовых закупок товаров является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках. Заключение договоров на поставку товаров на таких ярмарках обеспечивает свободные рыночные отношения и коммерческую инициативу производителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте, что достаточно удобно для обеих сторон. Для крупных компаний участие в оптовых ярмарках значительно увеличивает объемы реализации товаров и услуг, а также количество заключаемых договоров на поставку продукции, большая часть которых осуществляется непосредственно на выставочных стендах компаний.

Оптовая торговля представляет собой такую разновидность торговой деятельности, которая не предполагает завершение процесса товародвижения, а выступает в качестве его промежуточной стадии.

Реализация большинства товаров товаропроизводителями непосредственно потребителям экономически невыгодна. Посреднические функции между ними берут на себя оптовики. С развитием рыночных отношений роль оптовой торговли не только не снижается, а наоборот, возрастает, если иметь ввиду насыщение рынка все большими объемами продовольственных и непродовольственных товаров. Более напряженные товарные потоки требуют больших усилий по их обработке в каналах обращения, на более или менее крупных складах, преимущественно принадлежащих оптовикам. Розничным предприятиям не менее выгодно контактировать с одним или несколькими оптовыми предприятиями, чем с многочисленными производителями.

Между тем, оснащенность населения предприятиями оптовой торговли в современной России значительно ниже, чем в странах развитой рыночной экономики. Так, в США одна оптовая база приходится на каждые 564 человека, в Японии - на 227. В России же оптовая база приходится на каждые 263400 человек.

Промышленное предприятие, выпускающие товары определенного ассортимента, как правило, не может поставлять свою продукцию непосредственно в розничную торговлю. Торговая сеть нуждается в ассортименте, комплектуемом из продукции многих предприятий. Значительная часть товаров реализуется не в местах их производства, а в других районах. Несовпадение времени и места производства товаров с их реализацией требует накопления и хранения определенных товарных запасов, превращения производственного ассортимента в торговый, концентрации распыленных по территории страны товарных ресурсов, изучения спроса населения и определения емкости рынка. Эти функции являются функциями оптовой торговли.


Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках - одна из старейших форм оптовой торговли.

Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа и закупка товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.

Предмет деятельности ярмарки - оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживание деловых контактов, упорядочение процесса оптовой торговли, анализ и подготовка конъюнктурной информации, организация рекламы.

Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам; периодичность проведения оптовых ярмарок и выставок; предварительное установление сроков и места продажи товаров; единовременное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров.

В настоящее же время, оптовые ярмарки являются незаменимой частью: продуктового, строительного, и других рынков. Нельзя представить существования многих сфер жизни без этого посредника. Так-же, большая часть предприятий держится на оптовых поставках сырья, оборудования, материалов труда, питания и жизнеобеспечения.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОПТОВЫХ ЯРМОРОК В РОССИИ

1.1 Ярмарка - рыночное мероприятие, проходящее в установленные сроки с определенной периодичностью, демонстрирующее товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей промышленности, нацеленных на заключение прямых торговых сделок по представленным образцам в национальном и международном масштабах. Организатор может допустить продажу товаров со стенда в определенные дни и часы .Таким образом, под ярмарками историческими понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.

Впрочем, выставки, как уже отмечалось, были явлением относительно новым для российской экономической, общественной и культурной жизни. Куда более давние традиции имели ярмарки, восходящие еще к средневековью. «Где двое, там рынок, трое -- базар, а семеро -- ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения. Но его германские корни очевидны -- jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с Х в. в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие «места съездов» существовали в Германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой -- и во времени, и в пространстве. Уже к XI -- XII вв. они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли.


Эту роль они сохраняли до конца XVIII в.Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, «ярмарка -- большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями». Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» -- «ярмарка».

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки -- Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817)». Мы признательны добротной российской статистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране к концу прошлого столетия.

1.2. В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100 млн. руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2 -- 7 дней -- 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние, оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.

Важно, однако, учитывать, что ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны, -- и эта функция доминировала как раз на крупнейших ярмарках. Очень часто выставки, особенно крупные, являлись одновременно ярмарками, и наоборот. Поэтому и оставили такой след в истории страны наиболее богатые ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская...История ярмарок в России закончилась с революцией. Попытки возродить их предпринимались во времена нэпа -- в 1926 г. в РСФСР было проведено более 7 тыс. ярмарок. Но, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров».


В последние десятилетия советского периода проводились межрайонные и межреспубликанские ярмарки. Но, кроме названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями. Традиционные российские ярмарки - торги и торжища с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд. Одновременно для них исчезли среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми.

Только с освобождением общества от идеологической зашоренности этот опыт оказался востребованным. Традиция сельскохозяйственных выставок-ярмарок возрождается на ежегодных ярмарках «Российский фермер». Расскажу кратко об этом удивительном феномене, отослав интересующихся за более подробной информацией к книге «Фермеры России. Очерки становления» Это весьма многогранное мероприятие -- выставка достижений отечественного и зарубежного сельхозмашиностроения; новейшего оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья; площадка для розничной и оптовой торговли продукцией, произведенной фермерскими и другими хозяйствами, а также инвентарем и саженцами плодовых деревьев; место проведения разного рода симпозиумов, конференций, «круглых столов» и многое другое. Чтобы представить масштабы данного явления, приведу несколько цифр. В 8-й ярмарке, прошедшей осенью 1999 г., принимали участие более 800 предприятий и организаций многих регионов России и зарубежные фирмы из десятков стран. Тысячами тонн измеряется продовольствие, закупленное здесь петербуржцами. Дотошные наблюдатели насчитали до 200 наименований продовольственных товаров, предложенных покупателям. Растительное масло из Ростовской и Волгоградской областей, кубанские овощи, знаменитые астраханские арбузы, не менее знаменитое вологодское сливочное масло, башкирский, алтайский и кавказский мед, брянский и псковский картофель, мука из хлебных регионов и т.д. Качество - высокое, вкус - отменный, цены – ниже рыночных.

1.3. Отсюда столь большая популярность ярмарки и увеличение с каждым годом числа ее участников и гостей -- покупателей. Более миллиона жителей северной столицы посетили ярмарку за неделю (по этому показателю она значительно превзошла все предыдущие). Однако даже эти цифры далеко не отражают значения фермерских выставок-ярмарок для развития аграрного сектора страны, формирования многоукладной экономики, возрождения лучших национальных российских традиций.


Руководители промышленных предприятий, разработчики и создатели новых машин и оборудования, изучая спрос на свои изделия, принимают стратегические решения по смене моделей выпускаемой продукции или существенной ее доработке. Часто на последующей ярмарке предлагается то, в чем выявлялась потребность на предыдущей. Ярмарка, например, способствовала тому, что более 30 предприятий военно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга стали в последние годы выпускать сельскохозяйственную технику и другие товары для крестьян. В этом принципиальное отличие фермерской выставки-ярмарки от помпезной ВДНХ, практически не имевшей обратной связи с теми, для кого она предназначалась. Здесь рынок диктует свои требования, наиболее способные предприниматели реагируют на них и выигрывают.

Многие, если не большинство фермеров и других сельскохозяйственных товаропроизводителей едут на ярмарку не столько за тем, чтобы продать тонну-другую сыра или колбасы, машину арбузов или помидоров, сколько для оценки конъюнктуры и получения важной коммерческой информации о том, что завтра сажать, сеять, а также для расширения связей в деловых кругах и подбора потенциальных партнеров. Наконец массовая продажа качественной продукции способствует снижению цен не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Ярмарка хоронит миф о деградировавшей деревне спившихся крестьянах, демагогию недобросовестных политиков и публицистов о сельском хозяйстве, как о «черной дыре», неспособной к какому-либо прогрессу. Для многих оказалось неожиданностью, что наше продовольствие лучше импортного. Мало того, с каждой ярмаркой возрастает интерес к российской продукции со стороны западных партнеров.

Показательно и другое «открытие» сделанное благодаря ярмаркам. Сравнивая представленные на них отечественные машины и перерабатывающие комплексы с зарубежными аналогами, специалисты видят, что далеко не все наше уступает заграничному -- нередко бывает как раз наоборот. К тому же цены на российское оборудование почти всегда ощутимо ниже. Благодаря ярмарке в сознании российских граждан стал формироваться положительный образ фермера, с каждым годом увеличивающего свою долю в производстве продовольствия. Становится очевидным, как несостоятельна теория о невосприимчивости российских крестьян к рыночной идеологии, их неспособности самостоятельно, на свой страх и риск, обреченности жить только в общине или колхозе. Люди воочию смогли увидеть возрождающийся класс крестьян-собственников.