Файл: ИГ для заочников по геологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.08.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зимина А.А.

Инженерная геология

Курган 2007

Зимина А.А.

Инженерная геология

Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов специальности 2903

Курган 2007

УДК 552.2 (07)

З-62

Зимина А.А. Основы минералогии и петрографии: Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов строительного факультета. – Курган: Изд- во КГСХА, 2007. - 30с.

Рецензент:

Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины «Инженерная геология» и действующими ГОСТами и предназначено для студентов заочной формы обучения для выполнения контрольной работы. Методические указания содержат краткие теоретические сведения, контрольные вопросы, таблицы, задания и методические указания для выполнения графических работ.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры технологии и организации строительного производства (протокол № 4 от 20 мая 2006 г.), утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией строительного факультета (протокол № от ).


 Курганская государственная сельскохозяйственная

академия имени Т.С.Мальцева, 2007 г.

Введение

Курс «Инженерная геология» студенты заочной формы обучения изучают самостоятельно в соответствии с программой по рекомендованным в программе учебникам.

Необходимость изучения данного курса можно обосновать следующим: для решения программы строительства необходимо не только построить, но и обеспечить благополучное и долговечное существование построенных объектов, что не мыслимо без тщательного исследования инженерно-геологических условий строительных площадок, поскольку известно, что свыше 90 процентов всех разрушений зданий и сооружений обусловлено причинами, связанными с геологией.

В наше время строить приходится на все более неблагоприятных для застройки участках, а чем сложнее предназначенная для застройки территория (пойменные и заболоченные земли, овраги, склоны и т.п.), тем важнее знать и понимать сущность происходящих в ней геологических процессов явлений и прогнозировать их.

Данный курс содержит:

1. Теоретический материал, прорабатываемый студентами самостоятельно. В помощь изучающим курс Инженерной геологии в данных методических указаниях приведены краткие планы по каждой теме и контрольные вопросы для самопроверки. В период лабораторно-экзаменационной сессии читаются лекции в объеме 6 часов.

2. Контрольные задания, выполняемые по изложенным далее требованиям и заблаговременно высылаемые в ВУЗ для проверки. Вариант для выполнения контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

3. Лабораторные работы объемом 6 часов, выполняемые в период экзаменационной сессии под руководством преподавателя.

После выполнения всех лабораторных работ, при условии удовлетворительного выполнения контрольной работы сдается зачет.


1 Геология как наука

Общие сведения о геологии и науках, входящих в ее состав: минералогии, петрографии, гидрогеологии, геотектонике, стратиграфии, геохронологии, инженерной геологии. Сведения о горных породах, служащих основаниями и средой сооружений. Проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Одна из важных задач – повысить эффективность мер по охране природы. Обеспечить рациональное использование земель, защиту их от ветровой и водной эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения и засоления. Эти вопросы, в решении которых активную роль должны играть инженеры-строители, широко освещаются в печати, опережая учебники, что необходимо учитывать при изучении данной темы.

Вопросы для самопроверки

  1. Что изучает геология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  2. Что изучает минералогия и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  3. Что изучает петрография и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  4. Что изучает гидрогеология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  5. Что изучает геотектоника и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  6. Что изучает стратиграфия и геохронология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  7. Что изучает инженерная геология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?

  8. Назовите основные этапы развития инженерной геологии в России.

  9. Как возникла и развивалась наука геология?

  10. Назовите имена отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие инженерной геологии.

2 Общие сведения о Земле

Солнечная система. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Физические свойства Земли (гравитационное поле, плотность, магнитность, тепловой режим). Геосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера и процессы их взаимодействия. Возраст и геологическая история Земли. Геохронология и стратиграфия, взаимосвязь геохронологической и стратиграфической шкал.

Вопросы для самопроверки

  1. Как образовалась солнечная система и что входит в ее состав?

  2. Каковы форма и размеры Земли?

  3. Каково внутреннее строение Земли?

  4. Чем обусловлены гравитационные и магнитные аномалии?

  5. Каков тепловой режим Земли? На какие тепловые зоны делится земная кора?

  6. Что такое «геотермический градиент» и «геотермическая ступень»?

  7. В чем разница между двумя типами земной коры: материковой и океанической?

  8. Какие существуют методы изучения внутреннего строения Земли?

  9. Какие существуют методы оценки возраста (абсолютного и относительного) слагающих Землю образований?

  10. Сопоставьте понятия: эра – период – эпоха; группа – система – отдел; эра – группа; период – система; эпоха – отдел (см. таблицу). Выделите среди них геохронологические и стратиграфические подразделения.


Эона

Эра

Период

Эпоха (отдел)

Окраска пород на картах

Назва-ние

Обо-зна-чение

Название

Обозна-чение

Начало (млн. лет назад)

Назва-ние

Обозна-чение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Фа-не-ро-зос-кая

Кайно-зойс-кая

Kz

Четвертичный

Q

1,5-2

совре-менная

поздняя

предняя

ранняя

Q4

Q3

Q2

Q2

палевая

Неогеновый

N

2

плиоцен

миоцен

N2

N1

желтая

Палеогеновый

P

67

олигоцен

эоцен

палеоцен

Р3

Р2

Р1

оранжевая

Мезо-зойс-кая

Mz

Меловой

К

137

поздняя

ранняя

К2

К1

салатовая

Юрский

J

195

поздняя

средняя

ранняя

J3

J2

J1

синяя

Триасовый

T

240

поздняя

средняя

ранняя

Т3

Т2

Т1

сиреневая

Палео-зойс-кая

Pz

Пермский

Р

285

поздняя

ранняя

Р2

Р1

кирпичная

Каменно-угольный

С

360

поздняя

средняя

ранняя

С3

С2

С1

серая

Девонский

D

410

поздняя

средняя

ранняя

D3

D2

D1

коричневая

Силурийский

S

440

поздняя

ранняя

S2

S1

грязно-зеленая

Ордовикский

O

500

поздняя

средняя

ранняя

O3

O2

O1

болотная

Кембрийский

C

570

поздняя

средняя

ранняя

C3

C2

C1

серо-зеленая

Про-теро-зойс-кая

Позд-няя

Pr

Венд

Рифей

Pr2

Pr2

2700

-

-

светло-кирпичная

Ранняя

-

Pr1

-

-

Ар-хей-ская

-

Ar

Поздний

Средний

Ранний

Ar3

Ar2

Ar1

4600

-

-

розовая