ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Зимина А.А.
Инженерная геология
Курган 2007
Зимина А.А.
Инженерная геология
Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов специальности 2903
Курган 2007
УДК 552.2 (07)
З-62
Зимина А.А. Основы минералогии и петрографии: Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов строительного факультета. – Курган: Изд- во КГСХА, 2007. - 30с.
Рецензент:
Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины «Инженерная геология» и действующими ГОСТами и предназначено для студентов заочной формы обучения для выполнения контрольной работы. Методические указания содержат краткие теоретические сведения, контрольные вопросы, таблицы, задания и методические указания для выполнения графических работ.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры технологии и организации строительного производства (протокол № 4 от 20 мая 2006 г.), утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией строительного факультета (протокол № от ).
Курганская государственная сельскохозяйственная
академия имени Т.С.Мальцева, 2007 г.
Введение
Курс «Инженерная геология» студенты заочной формы обучения изучают самостоятельно в соответствии с программой по рекомендованным в программе учебникам.
Необходимость изучения данного курса можно обосновать следующим: для решения программы строительства необходимо не только построить, но и обеспечить благополучное и долговечное существование построенных объектов, что не мыслимо без тщательного исследования инженерно-геологических условий строительных площадок, поскольку известно, что свыше 90 процентов всех разрушений зданий и сооружений обусловлено причинами, связанными с геологией.
В наше время строить приходится на все более неблагоприятных для застройки участках, а чем сложнее предназначенная для застройки территория (пойменные и заболоченные земли, овраги, склоны и т.п.), тем важнее знать и понимать сущность происходящих в ней геологических процессов явлений и прогнозировать их.
Данный курс содержит:
1. Теоретический материал, прорабатываемый студентами самостоятельно. В помощь изучающим курс Инженерной геологии в данных методических указаниях приведены краткие планы по каждой теме и контрольные вопросы для самопроверки. В период лабораторно-экзаменационной сессии читаются лекции в объеме 6 часов.
2. Контрольные задания, выполняемые по изложенным далее требованиям и заблаговременно высылаемые в ВУЗ для проверки. Вариант для выполнения контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.
3. Лабораторные работы объемом 6 часов, выполняемые в период экзаменационной сессии под руководством преподавателя.
После выполнения всех лабораторных работ, при условии удовлетворительного выполнения контрольной работы сдается зачет.
1 Геология как наука
Общие сведения о геологии и науках, входящих в ее состав: минералогии, петрографии, гидрогеологии, геотектонике, стратиграфии, геохронологии, инженерной геологии. Сведения о горных породах, служащих основаниями и средой сооружений. Проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Одна из важных задач – повысить эффективность мер по охране природы. Обеспечить рациональное использование земель, защиту их от ветровой и водной эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения и засоления. Эти вопросы, в решении которых активную роль должны играть инженеры-строители, широко освещаются в печати, опережая учебники, что необходимо учитывать при изучении данной темы.
Вопросы для самопроверки
Что изучает геология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Что изучает минералогия и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Что изучает петрография и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Что изучает гидрогеология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Что изучает геотектоника и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Что изучает стратиграфия и геохронология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Что изучает инженерная геология и почему знание ее необходимо инженеру-строителю?
Назовите основные этапы развития инженерной геологии в России.
Как возникла и развивалась наука геология?
Назовите имена отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие инженерной геологии.
2 Общие сведения о Земле
Солнечная система. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Физические свойства Земли (гравитационное поле, плотность, магнитность, тепловой режим). Геосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера и процессы их взаимодействия. Возраст и геологическая история Земли. Геохронология и стратиграфия, взаимосвязь геохронологической и стратиграфической шкал.
Вопросы для самопроверки
Как образовалась солнечная система и что входит в ее состав?
Каковы форма и размеры Земли?
Каково внутреннее строение Земли?
Чем обусловлены гравитационные и магнитные аномалии?
Каков тепловой режим Земли? На какие тепловые зоны делится земная кора?
Что такое «геотермический градиент» и «геотермическая ступень»?
В чем разница между двумя типами земной коры: материковой и океанической?
Какие существуют методы изучения внутреннего строения Земли?
Какие существуют методы оценки возраста (абсолютного и относительного) слагающих Землю образований?
Сопоставьте понятия: эра – период – эпоха; группа – система – отдел; эра – группа; период – система; эпоха – отдел (см. таблицу). Выделите среди них геохронологические и стратиграфические подразделения.
Эона |
Эра |
Период |
Эпоха (отдел) |
Окраска пород на картах |
||||
Назва-ние |
Обо-зна-чение |
Название |
Обозна-чение |
Начало (млн. лет назад) |
Назва-ние |
Обозна-чение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Фа-не-ро-зос-кая |
Кайно-зойс-кая |
Kz |
Четвертичный |
Q |
1,5-2 |
совре-менная поздняя предняя ранняя |
Q4 Q3 Q2 Q2 |
палевая |
Неогеновый |
N |
2 |
плиоцен миоцен |
N2 N1 |
желтая |
|||
Палеогеновый |
P |
67 |
олигоцен эоцен палеоцен |
Р3 Р2 Р1 |
оранжевая |
|||
Мезо-зойс-кая |
Mz |
Меловой
|
К |
137 |
поздняя ранняя |
К2 К1 |
салатовая |
|
Юрский |
J |
195 |
поздняя средняя ранняя |
J3 J2 J1 |
синяя |
|||
Триасовый |
T |
240 |
поздняя средняя ранняя |
Т3 Т2 Т1 |
сиреневая |
|||
Палео-зойс-кая |
Pz |
Пермский |
Р |
285 |
поздняя ранняя |
Р2 Р1 |
кирпичная |
|
Каменно-угольный |
С |
360 |
поздняя средняя ранняя |
С3 С2 С1 |
серая |
|||
Девонский |
D |
410 |
поздняя средняя ранняя |
D3 D2 D1 |
коричневая |
|||
Силурийский |
S |
440 |
поздняя ранняя |
S2 S1 |
грязно-зеленая |
|||
Ордовикский |
O |
500 |
поздняя средняя ранняя |
O3 O2 O1 |
болотная |
|||
Кембрийский |
C |
570 |
поздняя средняя ранняя |
C3 C2 C1 |
серо-зеленая |
|||
Про-теро-зойс-кая |
Позд-няя |
Pr |
Венд Рифей |
Pr2 Pr2 |
2700 |
- |
- |
светло-кирпичная |
Ранняя |
- |
Pr1 |
- |
- |
||||
Ар-хей-ская |
- |
Ar |
Поздний Средний Ранний |
Ar3 Ar2 Ar1 |
4600 |
- |
- |
розовая |