Файл: 1 билет История отечественного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Основные периоды истории отечественного кино. Кино в дореволюционной России, первые предприниматели и ведущие режиссеры.

Периодизация:

  1. Раннее русское кино (1896 - 1919)

    • 1896-1908 - Первый период, когда в России были представители зарубежных фирм, показывали свое кино, обучали людей и изучали рынок. Появляются первые кинотеатры, копировальные фабрики и тп. (1896-1908).

    • 1908-1914 - Начало русского кинопроизводства, документальное и игровое. Многое основано на фольклоре, на национальных традициях аграрного государства, традициях деревни. В кино пришли люди из театра, из ателье; люди из совершенно разных сословий (1908-1914).

    • 1914-1919 - Революционное время, время терроризма, войны (1914-1919).

  1. Советское кино (1920-1985)

  • 1919 - Декрет о национализации кинематографа.

  • 1919-1920 - установление советского кинематографа.

На первое место выходит идеология.

  • 1922-1929 - появление монтажного кино, киноавангард.

  • 1930е - развитие технологий, появление звука в кино («Путевка в жизнь», «Трилогия о Максиме», «Иван Грозный»)

  • 1941-1945 - военные фильмы.

  • 1945-1953 - эпоха МАЛОКАРТИНЬЯ

  • 1956-1966 - эпоха оттепели, переосмысление искусства с позиции гуманизма, «шестидесятники»; серебряный век. Прокат открыт для всех республик. (Тарковский, Хуциев, Шукшин, Герман, Калотозов, Тодоровский, Кончаловский, Параджанов)

  • 1966-1985 - эпоха застоя, более придирчивая цензура, многие фильмы положены на полку. На ряду со старшим поколением начинает работать новое поколение - Овчаров, Медведкин, Сидельников, Осипов, Шиллер.

  1. Новейшее кино (1985-…)

  • 1985-... - формирование нового кино (Хржановский, Хлебников, Серебряников).

Период раннего кино.

С 1903 года появились постоянные русские кинотеатры. Одним из первых предпринимателей была Алла Белинская: открыла биографический театр.

Началась борьба за зрителя. Придуман проект «Живописная Россия» иностранными профессионалами (Гамон и Пате), так как зритель хотел национальный продукт. Появилась пресса, которая это подхватила позитивно.


Ко второму периоду, когда уже появилась инфраструктура, появляется осознание эстетической составляющей кинематографа.

Русская хроника началась со съемок коронации Николая II (1896).

Ханжонков Александр Алексеевич (1887-1945)

Первый серьезный и один из мощнейших предпринимателей. С 1909 по 1914 гг. его фирма выпустила свыше 70 игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве, он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы. Ханжонков выпускал фильмы-киноиллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и др. писателей. Он снимает и исторические картины: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Оборона Севастополя», «1812 год». Именно благодаря ему в России началась съемка объемной мультипликации. Создал отдел разумного кино, откуда пошли научно-популярные картины (о ботанике, о производстве). Он думал о том, что кино может стать очень хорошим средством образования. Создал журнал «Пегас», освещающего искусство, в том числе и кинематограф. Его специализация - экранизация русской классики (Пиковая дама, Оборона севастопаля 1911, Боярин Орша, Ванька ключик, Мазепа...) Потом уехал.

В 1923 позвали уже в Советскую Россию. Создавал пролетарское кино. В 1926 арестован. Студия национализирована. В 1934 реабилитировали, дали награду и пенсию. В числе первых у А. Ханжонкова начинают работать режиссеры П. И. Чардынин, Е. Ф. Бауэр, В. М. Гончаров.

Второй подпериод (1908-1914).

Развивается документальное кино. За 10 лет производство полнометражных фильмов увеличилось до 120 (с 26). Всплеск производства национальных жанров.

Он органично влился в жизнь, началось воспитание нового зрителя. Формирование отечественной школы.

Американская школа нацелена на максимальную прибыль, европейская школа отличается сложностью формы. Русская школа характерна своим психологизмом, она тяготила к драме. Характерная черта отечественной школы - стремление адаптировать форму высокого искусства. Чехова экранизировали 36 раз, Пушкина 48, Гоголя 28, Толстого 24.

Александр Дранков (1880-1949)

Опытный фотограф и журналист, новый предприниматель в кино. Привнес в русское кинодело приемы и ухватки журналистов: склонность к сенсациям (часто фальшивым), непомерную саморекламу, халтурные методы работы, недобросовестность по отношению к коллегам и конкурентам. С ним связано начало систематических съемок и выпуска на массовый экран кинохроники (весна 1908г.). Эти хроники фиксировали парадную сторону жизни Российской империи: прибытие глав иностранных государств, их встречи с царем, религиозные праздники и т. д.Выпустил первый игровой фильм - «Понизовая вольница»1908 год. Автор сценария - Василий Гончаров.


Василий Гончаров.

Василий Гончаро́в (1861 — 1915) — русский кинорежиссёр и сценарист, один из пионеров российского кинематографа.

Гончаров и Ханжонков договариваются о постановке Гончаровым фильмов «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия» (1909), на съёмке которых, по воспоминаниям Ханжонкова, Гончаров поначалу демонстрировал весьма экзотические (даже для самоучки) приемы работы с актёрами: на репетициях главной задачей для участников было уложить всю сцену в отведенное время, которое Гончаров отслеживал по секундомеру; в итоге постановка превращалась в безумную гонку. Усилиями Ханжонкова и его сотрудников удалось научить Гончарова более приемлемым методам режиссуры, однако впоследствии Ханжонков специально для Гончарова ввёл (впервые в мире) должность помощника режиссёра, негласной задачей которого было сдерживать (обычно буквально) эмоциональные порывы постановщика. Первым помощником Гончарова был Пётр Чардынин, впоследствии один из самых знаменитых дореволюционных российских режиссёров. В 1911 году Гончаров возвращается к Ханжонкову для совместной с ним постановки масштабного исторического полотна «Оборона Севастополя» (другое название — «Воскресший Севастополь»), посвящённой событиям Крымской войны — первой полнометражной российской кинокартины. Съёмки получили поддержку членов императорской фамилии, что дало возможность привлечь к съёмкам в Севастополе неограниченное число статистов из военнослужащих гарнизона и Черноморского флота. На съёмках этого фильма Гончаров использовал также некоторые новаторские для того времени приёмы: съёмки макетов, съёмки с верхней точки, параллельный монтаж и другие. Фильм пользовался большим успехом и стал одним из наивысших художественных достижений Гончарова.

Петр Иванович Чердынин (1878-1934) - король экранизации, из крестьянства. Около 200 картин. Он окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, работал в провинциальных театрах. В кино пришел в 1907 г., ставил салонные мелодрамы, комедии, фарсы. Чардынин занимался экранизациями литературных произведений, им были поставлены фильмы: «Мертвые души» (1909); «Домик в Коломне» (1913); «Наташа Ростова» (1915). В его фильмах снимались такие известные актеры немого кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и др. После революции режиссер уехал за границу, но в 1923 г. вернулся и продолжал свою работу в кино.


Е. Бауэр (1867-1917) - художник, режиссер, оператор.

Декаданс, авангард. Конкурент Чердынина. Будучи театральным художником- декоратором по профессии, став режиссером, он и в кино много внимания уделял изобразительной стороне фильма. В своих фильмах («Жизнь за жизнь», «Королева экрана», «Лунная красавица», «В мире должна царить красота») он добивался осмысленной, гармоничной композиции кадра, в игре актеров, особенно в групповых сценах, он стремился к созданию живописного зрелища. Е. Бауэр был зачинателем живописного направления в русской кинематографии, оказавшего влияние на формирование стилистики советского немого кино. За три года у Ханжонкова снял 82 фильма.


Третий подпериод (1914-1919)

С 1913-1914 гг. все больше выпускается фильмов в жанре так называемой салонно-психологической драмы, в них рассказывалось о неразделенной любви, ревности, погоне за богатством и т. п. Эти фильмы пользовались большим успехом у публики. Кино все больше распространялось по всей территории Российской империи, и к 1913 г. в стране насчитывалось уже 1400 кинотеатров.

В годы Первой мировой войны в России резко сократился приток зарубежных фильмов. Вместе с тем зрители все больше посещали кинотеатры, кино стало самым демократичным и самым дешевым видом развлечения. Правительство стало уделять кинопроизводству значительно больше внимания, поскольку оно способствовало информации населения о ходе военных действий, помогало поднимать патриотический дух народа, не понимавшего необходимости войны. При Скобелевском комитете (он был организован в годы русско-японской войны для сбора пожертвований в пользу больных и раненых воинов) создается военно-кинематографический отдел. Благодаря всему этому, кинопроизводство в 1914-1917 гг. значительно выросло.

Мощный подъем кинопроизводства способствует быстрому накоплению опыта в съемках фильмов, обеспечивает приток свежих творческих сил, среди которых были молодые талантливые люди, серьезно относящиеся к искусству кино, видящие в нем большой художественный потенциал. Мастера из смежных искусств приносили в кино свою художественную культуру, развитый художественный вкус. Профессия кинорежиссера начинает выделяться в самостоятельный вид деятельности, объединяющей творческие усилия всего съемочного коллектива.

2. Дебюты «нулевых»: а.Попогребский, б. Хлебников, а.Мизгирев и другие.

Алексей Попогребский (1972-)

Алексей Попогребский, сын киносценариста Петра Попогребского, родился 7 августа 1972 года в Москве. В 1995 году окончил факультет психологии Московского государственного университета, после чего занимался переводческой деятельностью.

В тандеме с Борисом Хлебниковым снял две короткометражные картины (одну документальную и одну игровую), а также полнометражный игровой фильм «Коктебель», получивший в 2003 году специальный приз жюри «Серебряный Георгий» на XXV Московском кинофестивале. После этого Попогребский и Хлебников начали работать порознь. В 2007 году фильм «Простые вещи» завоевал главный приз на XVIII открытом российском кинофестивале «Кинотавр». В 2010 году новый фильм Попогребского «Как я провёл этим летом» вошёл в основной конкурс юбилейного шестидесятого Берлинского кинофестиваля.